Недавно прочитал фантастический роман Питера Уотса «Ложная слепота». Роман крайне антиутопический, хотя и показывает общество будущего, живущее в мире без радикальных катастроф в материальном плане. Ущербность и зловещесть этого мира в другом. В том, что стало с человечеством.
Ужас переживания происходящего в этом романе возникает не из-за того, что описываются некие пугающие события, например, пришельцы с чуждым и непонятным человеку разумом, а в том, что присутствуют детали говорящие, о взаимоотношениях людей будущего друг с другом и о том, что представляет из себя это общество будущего. Эмоции при этом вызывает момент узнавания этих деталей, обнаружение зачатков того же самого в реальности.
К слову, сильнее всего меня впечатлил один момент в романе, который не играет особой роли в повествовании и является скорее воспоминанием, добавляющим пару штрихов к портрету главного героя.
Герой романа, по имени Сири Китон, в детстве подвергся операции по полному удалению левого полушария головного мозга. Родители его таким образом «оптимизировали», чтобы избавить от припадков эпилепсии. Вместо части головного мозга ему вставили компьютер. Избавившись таким образом от припадков, Сири потерял способность к эмпатии.
Приспособившийся к новым «реалиям» мозг Сири стал как бы симулировать эмоции, при этом, воспринимая эмоции других людей как такую же симуляцию, часто неосознанную. Человек просто зачастую не понимает как устроен тот или иной процесс в его психике, побуждающий к действию, считал Сири. По его мнению, мотивация поступков и проявление эмоций были скорее каким-то механическим процессом, привычкой, наработанной схемой, ритуалом.
Сири не стал совсем ущербным, в рамках описанного в романе мира, в качестве компенсации за потерянное левое полушарие, остатки его мозга в связке с компьютером, стали работать максимально эффективно в деле анализа всех подряд сигнальных систем, проявляемых людьми. Поэтому, когда дело касалось рационального понимания поступков, действий и слов других людей, Сири был на высоте. Вот только человек — это не только рациональное, но и что-то еще, чего сам Сири после операции был лишен.
У Сири была девушка Челси, обладающая навыками нейрокосметолога, способная корректировать незначительные проблемы, связанные с психикой. Челси пыталась исправить Сири, превратившегося в автомата симулирующего человека. Однако все ее попытки обернулись неудачей и они расстались.
Так вот, момент в книге, ужаснувший меня, описывает следующее событие. Челси и Сири давно уже не вместе. Девушка случайно становится жертвой террористической атаки и заражается голем-вирусом, от которого у зараженного начинает минерализироваться, окостеневать мышечная ткань при малейшем напряжении. Челси попадает в больницу, где постепенно окаменевает. Жить ей остаются считанные минуты. Она звонит Сири по видеосвязи, чтобы попрощаться. Несмотря на размолвку, это все еще самый близкий для нее человек, возможно, она даже все еще любит его. Кроме того, в ней не угасает надежда, что в нем проснется хоть что-то человеческое.
«Пожалуйста, поговори со мной», — просит она на последнем издыхании. Но в этот момент Сири занимается тем, что пытается найти подходящие к этому моменту слова в неком аналоге интернета, к которому он подключен напрямую через мозг, но обнаруживает гигабайты информации, миллионы текстов, писем, некрологов, исповедей и все они не о том, и все они не о ней. Челси отключается, так и не дождавшись от Сири не единого слова на прощание.
«Я прошептал что-то в мертвый воздух. Даже не помню, что. Я очень хотел с ней поговорить, но не нашел подходящего алгоритма».
Ужаснул меня этот момент тем, что довольно часто я замечаю в других людях, да и в себе в первую очередь, проявления эмоциональной тупости, очень похожей на то, что описывает Уотс в своей книге. Только у него этим страдает полуробот, практически не человек, постчеловек, а в реальности этому все больше подвержены обычные живые люди.
Описанный Уотсом мир постлюдей крайне зловещ (чего стоят одни родители Сири, пустившие ребенка под нож, убившие его душу, сделавшие из него куклу, эффективно симулирующую человека). Наверно на проблемы, связанные с эмоциональным аппаратом и взаимопониманием между людьми стоит обратить внимание сейчас, пока нашим детям «не вырезали часть мозга». Мы стремительно движемся к тем реалиям, которые предвидят писатели вроде Уотса. А иногда кажется, что они уже наступили.