Вторая половина 80-х - "бронзовый век" итальянского хоррора. Деодато, Мартино и Фульчи еще в строю, но их новые фильмы сильно уступают работам 70-х - начала 80-х. Мартино уходит в откровенный трэш. Ламберто Бава снимает неплохо, но до классики 70-х его фильмам откровенно далеко. Единственный, кто остается в серьезной творческой форме Дарио Ардженто. Не самая интересная эпоха для поклонников итальянского хоррора.
На этом фоне сильно выделяется бывший актер Микеле Соави, отметившийся небольшими ролями в фильмах Лучио Фульчи и Руджеро Деодато. С 1987 по 1994 год он подряд снимает четыре фильма, которые вселяют надежду в любителей евроужасов. Его фильмы яркие, зрелищные, в меру жуткие и освежающе бодрые. На фоне Соави даже работы того же времени его наставника Ардженто выглядят не так впечатляюще. Одна проблема: достигнув пика режиссерского мастерства в 1994-м, Соави уходит из кино, а когда возвращается, от былого куража не остается практически ничего.
4 фильма Соави, после которых верилось в возрождение итальянского хоррора
Водолей (Deliria), 1987
Режиссерский дебют Соави - замечательный образец слэшера по-итальянски. При всей своей нелюбви к этому поджанру ужасов, не оценить "Водолея" не могу. Это изысканно-барочно снятый фильм, в котором даже многократно избитые сюжетные схемы работают как надо. Особого шарма ленте придает тот факт, что действие происходит в театре, а местный маньяк с ножом охотится на участников театральной труппы.
Собор (La chiesa), 1988
На подающего надежды хоррор-режиссера обратил внимание сам Дарио Ардженто и помог ему со сценарием и продюсированием следующего фильма. "Собор" представляет собой значительно более крупный проект и обращение в жанр оккультных ужасов. В подвале собора погребено древнее зло, его естественно выпускают наружу. Начинается визуально впечатляющая вакханалия. В детстве кино чертовски напугало, сейчас выглядит просто как круто снятый аналоговый ужастик.
Секта (La setta), 1991
Соави вместе с Ардженто решили переснять "Ребенка Розмари", и у них получилось. Ну, почти. "Секта" проигрывает фильму Поланского и роману Левина в части связности сюжета, зато выигрывает в смысле атмосферы. Значительную часть фильма не совсем понятно, что происходит, но выглядит всё жутко и красиво. С другой стороны, итальянские хорроры всегда в первую очередь были эстетскими вещами.
О смерти, о любви (Dellamorte Dellamore), 1994
После трех отличных жанровых хорроров Соави берется за что-то принципиально иное. И у него получается настоящий шедевр. Даже не жанровый, а просто шедевр. В сюжете фильма находится место и зомби-хоррору, и отсылками к фуметти про Дилана Дога (автор романа, по которому снят фильм, и автор комиксов - один и тот же человек), и слэшеру, а финал превращает развлекательный в целом фильм в нечто большое. Для европейских ужасов "О смерти, о любви" сделал то же, что и "Криминальное чтиво" для палповых криминальных историй. При всей разности подходов и культур это вещи одного порядка.
Увы, продолжения не последовало. Источники пишут, что Соави ушел из кино по личным причинам. Но как раз в середине 90-х с итальянским кино случается очередной кризис и жанровое кино, в частности ужасы, практически перестают снимать. Возможно данные обстоятельства наложились друг на друга. В 1999-м Соави возвращается в профессию режиссера, но работает преимущественно на телевидение, хотя в середине 2000-х начинает снимать и для большого экрана. Проблема в том, что хоррорами он больше не занимается, а снимает махровый мейнстрим (драмы, мелодрамы). Пару лет назад пробовал смотреть кое-что из позднего Соави ("Последнюю пулю", если быть точным), но выдержал минут 20. Это обычная поденная работа, которую Соави делал ради денег.