Найти в Дзене

Два года на контактных педалях: Первые впечатления

Последнее время в российской блогосфере активно муссируется тема контактных педалей. Присоединюсь к тренду и поделюсь своим скромным опытом. Хотя не такой уж он и скромный – проехал на них примерно 10т.км. Так же мой опыт ценен тем, что у меня два велосипеда, один из которых на топталках, поэтому я периодически катаюсь на обоих типах педалей, что помогает их сравнивать. Если же вы вдруг ещё не знаете, что такое контактные педали – рекомендую почитать мою заметку из цикла «Словарь велоновичка» (там же разъяснены и другие упоминаемые термины). Причин, по которым я решил перейти на контакты, несколько: главная, связана с моим здоровье (подробнее писал об этом здесь). Кроме того, имело место любопытство – хотелось попробовать, что-то новое; испытать непривычные ощущения. Ну и проверить, действительно ли они так хороши, как описывают. Педали выбрал стандарта SPD, но не фирменные Shimano, а от BTWIN – полный аналог 520-й модели, но значительно дешевле. И, как показало использование – надёжно

Последнее время в российской блогосфере активно муссируется тема контактных педалей. Присоединюсь к тренду и поделюсь своим скромным опытом. Хотя не такой уж он и скромный – проехал на них примерно 10т.км. Так же мой опыт ценен тем, что у меня два велосипеда, один из которых на топталках, поэтому я периодически катаюсь на обоих типах педалей, что помогает их сравнивать.

Если же вы вдруг ещё не знаете, что такое контактные педали – рекомендую почитать мою заметку из цикла «Словарь велоновичка» (там же разъяснены и другие упоминаемые термины).

Причин, по которым я решил перейти на контакты, несколько: главная, связана с моим здоровье (подробнее писал об этом здесь). Кроме того, имело место любопытство – хотелось попробовать, что-то новое; испытать непривычные ощущения. Ну и проверить, действительно ли они так хороши, как описывают.

Педали выбрал стандарта SPD, но не фирменные Shimano, а от BTWIN – полный аналог 520-й модели, но значительно дешевле. И, как показало использование – надёжность – не хуже.

Стандарт SPD позиционируется как МТВ-шный, но, хоть я и катаю шоссе – считаю, что для первых контактов это оптимальный выбор. Может они и тяжелее, но зато двухсторонние, проще в использовании, дешевле. Кроме того, велотуфли под SPD допускают более-менее сносное хождение. Есть винт-регулятор необходимого для выстёгивания усилия (для новичка лучше установить его на минимум).

Туфли купил Northwave Spike EVO с полностью жёсткой подошвой. Чем жёсче подошва, тем неудобнее ходить, но зато эффективнее педалирование, а мне хотелось ощутить весь потенциал контактных педалей. Туфли, кстати, тоже очень понравились – удобные, стильные, живучие, мне в них комфортно при температуре от -5 до +35.

Конечно, инстинктивный страх перед контактными педалями у меня был. И он понятен – ведь ноги пристёгнуты и нет возможности, при остановке, моментально их подставить, чтобы не упасть. Нужно тренировать специальное движение, которое лишь постепенно переходит на подсознательный уровень. А вначале его нужно осознанно контролировать - соответственно, в экстренной ситуации можно запаниковать и забыть о нём.

Я читал некоторых блоггеров, которые утверждали, что, перейдя на контакты вообще ни разу не упали. Увы, я не из таких – видимо это индивидуально. Не буду скрывать – первое время достаточно регулярно падал. К этому гарантированно приводила, например, неожиданная резкая остановка. Тут ещё неудобство в том, что новенькие, ещё не «разношенные» педали, даже на минимальной настройке усилия, всё равно тугие и требуют приложения значительной силы для выстёгивания.

Дам лишь один совет, решившим перейти на контактные педали. Выстёгивайтесь заранее! Не ждите момента, когда уже нужно подставить ногу. Видите, что ситуация такая, что, возможно, придётся полностью остановиться – выстегнитесь. Если останавливаться не понадобиться – ничего страшного, встегнётесь обратно.

Так же есть небольшой лайфхак - если сдвинуть ногу чуть вперёд – на контактах можно ехать в режиме топталок, не встёгиваясь. Именно так я еду по скользким грунтам или в опасной дорожной обстановке, т.е в ситуациях, где может произойти занос или понадобиться очень быстро остановиться. Но важно всегда помнить какая нога встёгнута, а какая нет. К счастью, педали SPD издают громкий щелчок при встёгивании/выстёгивании – можно ориентироваться на него.

Если подытожить – мне контакты «зашли». Уже не представляю поездок на длинные дистанции без них. На топлалках тоже иногда езжу, но это скорее от необходимости (ими оснащён мой зимне-дождевой велосипед).

Контакты, если можно так выразиться, имеют совсем другую диаграмму нагрузок. Она намного более равномерна. Чувствуешь, что работают обе ноги одновременно и, как следствие, каждая в отдельности напрягается меньше. Это позволяет снизить усталость, езда становится комфортнее.

Так же контакты позволяют быстрее разгоняться и легче преодолевать подъёмы. К примеру, мне часто нужно заезжать в одну и ту же горку. И на топталках я использую передачу – звёздочка на 36 зубов спереди и 36 сзади. Но на контактах, используя более «тяжёлую» передачу - 34 спереди 32 сзади, мне заехать даже проще.

Контакты сильно меняют ощущения от велосипеда. Когда ты к нему пристёгнут – начинаешь чувствовать себя с ним единым целым. Это обеспечивает лучший контроль, управляешь будто спинным мозгом. Ноги не болтаются на неровностях, соответственно, не нужно прикладывать усилий, чтобы они не соскочили. В этом отношении контактные педали даже безопаснее – ноги всегда находятся в нужном месте, а при падении просто аккуратно ложишься на бок (одна из причин травм состоит в том, что нога выставилась во время падения – на контактах же такого произойти не может).

Так же читал, что у некоторых велосипедистов иногда ноги сами собой выстёгиваются из контактов, что тоже опасно. У меня же, несмотря на то что педали и шипы на туфлях уже изрядно поношены, такого не происходило ни разу. Лишь однажды педаль начала «поцокивать» при педалировании – исправилось подкруткой регулирующего болта.

Впрочем, ожидать от контактов каких-то чудес не стоит. Они не сделают вас быстрее в два раза. И, скорее всего, даже на 10%. Особенно первое время, пока не освоите так называемое «круговое педалирование». Да и когда освоите, возможно, средняя скорость увеличиться не слишком заметно. Всё-таки, кроме ног, для велосипедиста не менее важны сердце, лёгкие и т.д. Больших результатов можно добиться, увеличив интенсивность тренировок. Контакты скорее увеличивают комфорт от езды, появляется «чувство велосипеда». Не знаю, совпадение это или нет, но с переходом на контакты, начал ездить на велосипеде в разы больше, чем ранее на топталках. Для меня эффект контактов был сравним с заменой железного односкоростного велосипеда на новомодный с передачами.

Продолжение темы в следующей заметке: Кому нужны контактные педали?