Чтобы попасть в знаменитый абзетцер, нам пришлось проехать почти сотню километров, а затем ещё около часа идти по подтопленному из-за дождей лесу. Но мокрые ноги не сильно нас печалили. Ведь то, что мы увидели, явно того стоило!
Формально абзетцер охранялся, но нам повезло попасть на доброго охранника. Он не только впустил нас внутрь и разрешил сделать фотографии, но и угостил чаем.
Давайте обратимся к истории. В 1932 году между Егорьевском и Воскресенском начали разрабатывать уникальное для всей Европы месторождение фосфоритов. Добыча велась открытым типом и осуществлялась с помощью мощных экскаваторов, в том числе и абзетцеров.
Для того, чтобы отправить полученную руду на переработку, были проложены рельсы, которые соединялись с основными линиями железной дороги.
Немецкий абзетцер Tarkaf Ers 710, о котором идёт речь, был собран прямо на территории карьера в 1987 году и считался на тот момент очень современным. В отличие от обычного экскаватора, у него имелась целая система ковшей. Всего их было 38 штук, а объём одного ковша составлял 710 литров, отсюда и идёт название модели.
А благодаря особому устройству ковшей, которые были расположены не по кругу, а вдоль стрелы-основания, абзетцер мог загрузить за 12 минут целый состав из 15 вагонов!
До недавнего времени абзетцер ещё работал. В последние годы своей службы, когда старые карьеры затопили, вместо руды он добывал кварцевый песок.
Увидев эту махину, мы ахнули от изумления! Конечно, на фотографиях других людей он тоже выглядел большим, но не настолько. Неудивительно, что весит он порядка 700 тонн. Впрочем, когда-то на данном месторождении трудился абзетцер ещё большего размера!
Всего у Таркафа пять этажей. Однако, в первую очередь нас интересовала, конечно, пультовая:
Здесь когда-то сидел машинист и регулировал работу ковшевой цепи. Как видите, сохранилась она в идеальном состоянии! Хоть сейчас запускай.
Затем мы направились в машинное отделение:
Для питания абзетцера требовалось около 6000В электричества. Вот так выглядит щитовая:
Рядом с абзетцером расположился также шагающий экскаватор:
К сожалению, в марте 2021 года случилось то, о чём говорили уже не один год: абзетцер официально разпилили на металл. Та же участь постигла и шагающий экскаватор. Теперь их индустриальной красотой можно наслаждаться лишь на фото.