Нет смысла искать современное равенство в патриархальном мире викингов. Мужественность - это не просто гендерное выражение. Это также этическая категория: это означало мужество, отвагу, правдивость, верность друзьям и родственникам, верность чести. Каждый должен быть «мужественным», чтобы его уважали, будь то мужчина или женщина.
В свою очередь, мужчина терял престиж, если его обвиняли в женственности. Именно женщинам приписывались такие черты, как: трусость, нерешительность, лицемерие, нелояльность. Кроме того, традиционно мужские занятия предпочитались женским обязанностям. Ценились: война, ручная работа на ферме, мореплавание и торговля. Готовка, стирка и уборка не ценились. Одним из популярных оскорблений было обвинение мужчины в помощи женщинам по дому. По этим причинам каждая женщина, стремящаяся к высокому социальному положению, должна была не только вести себя как мужчина, но и заниматься мужской профессией.
Одной из наиболее известных женщин эпохи викингов, завоевавшей таким образом уважение и известность, была Унн Мудрая. Она была описана, среди прочего, в исландской «Саге о семье Лаксдаль».
Унн была дочерью Кетил Плоский Нос, связанной со многими влиятельными семьями. После смерти мужа она, как и другие мужчины, заняла прочное положение. После смерти отца она возглавила колонизационную экспедицию. Через Оркнейские острова и Фарерские острова она достигла Исландии и заняла там большие участки земли. Она правила всем регионом до старости. Ее смерть тоже была необычной. Она решила выйти замуж за внука и устроила ему большую свадьбу в своем имении.
На застолье она объявила, что отдает все имущество молодому человеку, а затем ушла в спальню. Она умерла там. Свадьба также превратилась в похороны. Унн похоронили эффектно. Ее тело положили на корабль, вместе с ценными надгробными дарами, над всем сооружен курган. Поэтому использовался обряд, предназначенный только для величайших воинов и правителей. Хотя Унн родилась женщиной, она жила и была похоронена как мужчина. И за это ее уважали.
Однако большинство женщин-викингов занимались домашними делами. Варили, ухаживали за маленькими детьми, доили коров, ткали. Женщины также отвечали за культивирование семейных традиций и культивирование медицинских или магических знаний. Дети тоже учили. Женщины не разделялись на богатых, которые ничего не делали, и бедных, которые работали. У всех были свои обязанности. И хотя эти занятия считались недостойными мужчины, они не считались угнетающими для женщин. Делая их хорошо, они могли получить признание мужчин как образцы для подражания для своих жен.
В целом женщины были лишены политических прав. Их должен был представлять в суде мужчина. Однако мнение женщины было принято во внимание, и она могла принимать решения относительно своей судьбы. Верно, что несовершеннолетние девушки и замужние женщины находились под властью - по очереди - отца и мужа, но эта власть не была абсолютной. В отсутствие мужа семейным имением управляла жена (а во времена викингов мужчины часто отправлялись в дальние путешествия, грабежи или торговлю).
С другой стороны, вдовы, такие как вышеупомянутая Унн, пользовались полной независимостью. Они могли сами распоряжаться своим имуществом и принять решение о следующем браке. Редко встречались в средние века: женщины викингов также имели право требовать развода. Самый распространенный метод - обвинить мужа в изнеженности. Ведь все хотели выйти замуж за настоящего мужчину. Также бывало, что причиной расставания было отсутствие сексуального удовлетворения. В «Саге о Ньялу» именно по этой причине дочь Морд Унн развелась с мужем. Она обвинила его в сексуальном несовпадении, что сделало невозможным должным образом заключить брак.
Праведный воин должен был заботиться о чести и престиже. Хорошая жена позаботилась о том, чтобы он никогда не забывал об этом. Уже древние Кимры, как известно, в боях их сопровождали женщины. Женщины стояли в тылу армии, кричали мужчинам, чтобы те дрались, насмехались над трусами и убивали дезертиров. Плутарх описывает дантовские сцены, которые произошли после того, как римляне победили кимров в Верселлах (101 г. до н.э.): «И тех, кто бежал, гнали к крепостным валам лагеря, где происходили самые ужасные сцены. Ибо женщины стояли там в телегах в черных одеждах и убивали своих мужей, братьев и сыновей по пути. Своих несовершеннолетних детей они душили собственноручно и бросали их под колеса телеги и копыта животных, тянущих телегу, а потом сами убивали себя».
Жены викингов продолжили эту традицию. Возможно, они больше не прибегали к насилию, но их похвала и насмешки эффективно манипулировали чувством долга мужей, сыновей или родственников. Когда один из них не выполнил свой почетный долг, его приводили в порядок. В саге «Эйрбиггья» Торгерд вызывает такие угрызения совести. Когда убивают ее мужа, никто из ее родственников не желает достойно отомстить. Убийца был очень влиятельной личностью, с которой боялись связываться. Мстительная вдова отрезает голову своему мертвому мужу и относит ее Арнкелю, самому могущественному члену ее семьи. Тронутый этим зрелищем, Арнкель вспоминает свой долг и мстит.
Гудрун, героиня «Саги о семье Лаксдал», также подстрекает к мести за смерть мужа. Однако она не опрометчивая. Сразу после смерти супруга она не предпринимает никаких открытых шагов против убийц, потому что ее сыновья еще дети. Она тайно планирует месть, пытаясь заручиться поддержкой своих родственников. Делает она это только через 12 лет. Она также вовлекает в сюжет своих детей. Она показывает сыновьям окровавленную одежду их отца и обвиняет их в трусости, что побуждает молодых людей к мести.
Путешественники: храбрая Гудрид и ужасная Фрейдис
Не только мужчины были участниками смелых заграничных экспедиций. Одним из самых известных скандинавских путешественников в средние века была Гудрид, женщина, посетившая почти весь известный в то время мир. Изначально исландка или норвежка, она приехала в Гренландию со своим первым мужем Ториром. Поездка не обошлась без сюрпризов. Их лодка затонула, и они достигли острова с помощью гренландцев.
После смерти мужа женщина вышла замуж за Торстейна - сына великого исследователя викингов Эрика Рыжего. Однако ее семейная жизнь не была написана ей, и через несколько лет она стала второй вдовой. Именно тогда она вышла замуж за исландского купца и путешественника Торфинна Карлсефни. Это дало ей возможность принять участие в самой зрелищной экспедиции раннего средневековья. Около 1010 года вместе со своим мужем, командовавшим тремя кораблями, она отправилась в Северную Америку, чтобы основать там первую в истории европейскую колонию. Они достигли печально известного Винланда, земли, открытой несколькими годами ранее ее зятем Лейфом Счастливым. Там у Гудрид родился сын - Снорри, первый известный европеец, родившийся в Америке.
Из-за проблем с туземцами миссия по колонизации закончилась неудачей. Выжившие вернулись домой через несколько лет. Однако Гудрид и Карлсефни справились с этой выходкой не слишком плохо. Через Гренландию и Исландию они отплыли в Норвегию, где с большой прибылью продавали товары, полученные в Америке и Гренландии. Затем они вернулись в Исландию, продавали там норвежские товары и жили на купленной ими ферме. Они дожили до глубокой старости. Когда Торфинн умер, любовь к путешествиям возобновилась в Гудрид. Вдова отправилась в паломничество в Рим! Побывав в Вечном городе, старуха вернулась в Исландию, где жила одна, как одна из первых местных отшельников.
Гудрид была не единственной женщиной, побывавшей в Америке. Другой была Фрейдис, дочь Эрика Рыжего и, следовательно, невестка Гудрид. Она организовала экспедицию, хотя историки расходятся во мнениях, была ли это независимая экспедиция или часть экспедиции Карлсефни. Это произошло около 1012 года.
Фрейдис вошла в скандинавские традиции как решительная, храбрая и жестокая женщина. Автор «Саги о гренландцах» показывает ее даже как подлую и коварную женщину. Она сделала своего мужа Торвальда целителем заговоров как орудием своей интриги. В Америке Фрейдис поссорилась со своими братьями. Поэтому она соблазнила своего супруга убить их. После того, как оба брата и их люди были убиты, Фрейдис лично отрезала топором головы пяти женщинам, чтобы не оставить свидетелей преступления. И ей пришлось взять дело в свои руки, потому что мужчины отказались убивать женщин.
В «Саге об Эрике Рыжем» Фрейдис - менее кровожадный персонаж, но далеко не нежная жена. Когда викинги бежали от коренных американцев-скреллингов, женщина показала пример того, как сражаться, даже несмотря на то, что сама была беременна! Она разорвала одежду и стала бить мечом по обнаженной груди. Это зрелище должно было так напугать Скреллингов, что они сели в лодки и в панике уплыли прочь.
"Женский король"
Средневековые жители Скандинавии тоже любили слушать рассказы о прекрасных царевнах-воинах. Они напоминали греческих амазонок, хотя и не были заимствованы. Просто женщина с пистолетом в руке всегда вызывала эротические фантазии мужчин. Истоки этого изображения в Скандинавии лежат в скандинавской мифологии - в Валькириях: элитных воинах Одина, сопровождавших павших в битве в Валгаллу. Скандинавская поэзия доказывает, что в воображении викингов они были больше, чем просто храбрые богини. В «Песне о Велунде» главный герой и два его брата влюбились в трех валькирий, а затем прожили с ними 8 лет как мужья и жены. Однако на девятом году валькирии устали от домашних дел, превратились в лебедей (или воронов) и полетели кружить над полями сражений.
Воины существовали не только в мифологических проекциях скандинавов. В эпоху викингов действительно были женщины, которые занимались военным ремеслом. Их упоминает Саксон Грамматикус, датский летописец, живший на рубеже XII и XIII веков. Он пишет, среди прочего, о воине по имени Села, который был «непревзойденным пиратом», и о Лагерте - «одаренном воине, которая спрятала мужского персонажа в женском теле». Мужество и отвага последнего часто определяли победу в битве. Однако Лагерта не принесла мужу счастья. Однажды ночью она перерезала ему горло, потому что «ей было больше удовольствия управлять своим имением в одиночку, чем делить имение с мужем».
Мотив сражающейся женщины принял форму рассказа о принцессе-воине в исландских сагах, которую называли «женщиной-королем» (мейконгр), в отличие от королевы (дроттингр) - жены короля. Мейконгр не был женат и правил страной как настоящий правитель. Прекрасным примером является Торнбьорг из «Саги о Хролфе, сыне Гаутрека»: «Ходят слухи, что она лучше других женщин владела женскими навыками». Она также научилась сокрушать копья и сражаться мечом и щитом, овладев этими навыками так же идеально, как любой рыцарь, обучавший придворному искусству владения оружием. Ее отец, король Эрик, совершенно не был удовлетворен мужскими предпочтениями дочери, но согласился отдать ей треть королевства для правления. Надменный воин подумал, что ни один мужчина не может сравниться с ней в рыцарских навыках и что она не собирается ни за кого выходить замуж. Она встретила женихов насмешками и даже изувечила некоторых. Она называла себя мужским именем Торберг, и любой, кто осмеливался называть ее девушкой или женщиной, попадал в беду. Однако Торнбьорг нашел победителя. Хрольф Гаутрекссон победил ее в крупном сражении. И, победив храброго правителя, он приобрел жену.
Другой женщиной-воином, защищавшей доступ к своей постели, была королева Улоф из «Саги о короле булавки». Она носила кольчугу, шлем и меч. Несмотря на то, что она была строгой и горделивой, ее считали отличной игрой. Однако она отослала всех женихов ни с чем. Одним из них был король Хельги, пришедший в королевство Улоф во главе армии. Женщина пригласила его на пир и подло напоила, обманув согласием на брак. Она побрила мужчину без сознания, обмазала его тело смолой и положила в мешок. Затем она приказала отнести пакет на корабль Хельги. Унижение не ослабило решимости короля. Хельги решил победить своего избранника собственным оружием: обманом. Он замаскировался под бродягу и спрятал в лесу два сундука с сокровищами. Зная, что Улоф жадный, он заманил ее в лес одну под предлогом отказа от сокровищ. Там он раскрыл свою личность, но он больше не нуждался в руке королевы - довольствовался удовлетворением своей физической похоти. Так он наказал королеву за унижение его мужской гордости.
На рубеже XII и XIII веков такое женское отношение было неслыханным, поэтому Саксо Грамматикус тщательно объяснил своим читателям характер воинственных женщин: «В Дании раньше были женщины, которые одевались по мужской моде и каждую минуту практиковали свои военные навыки. Как будто они забыли о своей истинной сущности, они предпочли жестокость искушению, они стремились к конфликтам, а не поцелуям, они вкушали кровь, а не губы, искали столкновения мечами, а не руками. Их руки, которые должны были плести, соответствовали их оружию, желая не формировать, а убивать. Воины исчезли вместе с экспедициями викингов только для того, чтобы вернуться в армии 20 века.