Найти тему
TheGoodStranger

Литература ужасов Говарда Ф. Лавкрафта(1/5)

Оглавление

Доброго времени суток.

20 августа 1890 года в Провиденсе, штат Род-Айленд, США, родился американский писать Говард Филлипс Лавкрафт, работавший в жанре ужасов, мистики, фэнтези да научной фантастики. И был он писатель необычный, да такой, что произведения его породили новый жанр - так называемые "Лавкрафтовские ужасы", реже - "хтонические ужасы". Отличаются они от обычных ужасов тем, что в них часто действий в них не так много, сюжет больше пассивный, много описаний строений, эмоций, стандартные атрибуты стандартных ужасов отброшены. Вдохновило оно некоторых так, что уже после смерти писателя в 1937 году стали появляться продолжатели, писавшие в той же вселенной и примерно о том же, но в плане влияние и популярности то были и есть уже не такие успешные товарищи.

Это если очень вкратце. Понятно, что по тому, что такое "Лавкрафтовские ужасы" можно при желании целую лекцию зачесть, но сегодня меня интересует не совсем это. Дабы отдать должное этому автору, со дня рождения которого сегодня прошёл 131 год, я расскажу о главных его рассказах в рамках этих пяти статей. Писатель он был плодовитый, поэтому я поведаю лишь примерно о 30 из них. На деле их куда больше. Рассказы расставлены в хронологическом порядке, потому что так понятнее, структурированнее и просто круче.

"Дагон", 1917

Один из первых рассказов Лавкрафта. Сюжет здесь про моряка во время Первой Мировой войны, который попадает в плен к немцам, и хоть относятся к нему там гуманно, но он всё равно сбегает, несколько дней плывёт посреди океана без еды под палящим солнцем где-то в районе экватора, но в один момент он оказывается у какой-то странной земли, которая не то завалена вся водорослями, не то состоит из них полностью, и герои идёт по этой зелёной тёмной пустыне, натыкается на каньон, где по центру стоит гигантский камень с барельефами.

И вот уже на этапе осмотра этих барельефов герою уже становится очень плохо. На самом деле вот у Лавкрафта и последователей часто ужас скрывается в каких-то таких вещах, которые сами по себе не особо-то внушают. То есть вот часто у них герои видят какой-нибудь камень, барельеф, картинки или даже дерево(привет "Ивам" Элджернона Блэквуда) и всё - герой сошёл с ума, конец. Однако в "Дагоне" на этом всё не заканчивается.

Вдруг из ниоткуда появляется какая-то гигантская рептилия и обнимает этот камень. Герой, как вы понимаете, тут же даёт дёру, а в себя приходит уже в больнице, кажется, в Лос-Анджелесе. И вот он, спустя время, работает себе на маяке, но пережитой ужас не даёт покоя, так что без морфия он жить не может. И тут вот ещё одна черта рассказов Лавкрафта, когда герой в конце пытается успокоить себя тем, что ему это привиделось, что этого на самом деле не было. Или было. Или нет. Или да. Или нет. Но в окно на всякий случай выбросится(не одобряем, не повторять).

-2

Но "Дагон" и здесь в самом конце ломает этот шаблон. Буквально в паре последних строчек герой замечает, что на окно кто-то положил перепончатую лапу, поэтому он бежит к другому окну на втором этаже, чтоб избавиться от мучений и не попасться в лапы тому, что пришло за ним. Ну а перед этим он выказывает мнение, что однажды те, кто сидят на глубине, ужасные Боги и прочие чудовища, поднимутся из глубин и выйдут на землю. Оптимистично, очень обнадёживает, спасибо.

Мне "Дагон" понравился. Хоть это один из первых рассказов, мог бы выйти "блин комом", но не в этом случае. "Дагон" является одним из моих любимых текстов у маэстро хтонического ужаса, и в мой ТОП-10 его рассказов входит точно.

Кстати, пока я писал слово "хтонического", автокоррекция заменила мне это слово на "хронического", а в подсказках на панели клавиатуры по центру показалось слово "простатита". Таким образом, коррекция и подсказки выказали теорию, что Лавкрафт - маэстро хронического простатита, что, конечно, превосходно. Зачем я сейчас вам это рассказал? Надо. Уверен, в жизни однажды пригодится. Ну и просто настроение поднять, что уж:)

"Показания Рэндольфа Картера", 1919

-3

Тоже довольно ранняя работа, но уже близко к 1920-ым годам, где начнётся основной Говард Лавкрафт.

Сюжет здесь простой. Двое людей идут ночью на кладбище, дабы найти что-то, о чём один из них вычел в одной книге, откапывают одну могилу, а там яма. Ну один берёт рацию, спускается туда, через время диву даётся, но скоро начинает паниковать, да так, что молит камрада закрыть проход обратно, оставив себя здесь. Второй, который и есть тот Рэндольф Картер, сначала тоже пугается, не понимает, но всё же закрывает проход от неизвестных существ, на прощание услышав по рации пару слов от монстра, даже голос которого был настолько ужасен, что не мог принадлежать чему-то, похожему на человека. А рассказывает Картер всё это в участке полиции, отсюда и название.

Мне понравилось. АтмосфЭра чего-то тёмного и ужасного присутствует, недосказанность лишь это подчёркивает, а малый объём не утомляет. Пожалуй, тоже входит в условный список 10 любимых рассказов Лавкрафта.

"Картина в доме", 1919

-4

Здесь разговор будет покороче. Герой приезжает куда-то в глушь, находит дом, входит в него, находит в книге какую-то картинку, на которой что-то про каннибализм, входит хозяин помещения, дед, садится рядом, состоит на картинку и такой "эх, хотел бы я также", после сразу происходит какой-то взрыв с открыванием крыши, возможно, удар грома, и как бы всё, зэ энд.

Прекрасно, только вот а суть-то в чём? Не совсем уловил задумку автора здесь, в плане чего тут бояться - деда, картинки, ситуации, всего вместе? Да, не без этого, это могло бы быть жутким, если бы не очень дурная концовка, которая обрывает рассказ будто по середине, на самом интересном месте, сводя весь рассказ к почти полной бессмыслице. Так что увы, весь текст подпорчен концовкой. А ещё первую половину произведения зачем-то описывают быт местный жителей деревни, что возле дома этого дела. Зочем.

"Кошки Ултара", 1920

-5

Приближаемся к среднему периоду Лавкрафта. Но перед этим у нас сказ о том, как в городе Ултар были двое безумных стариков, что истребляли кошек, и приехавший с цирковой труппой мальчик, чей кот тоже исчез по их вине, проклинает старых чертей, и через несколько дней их находят полностью обглоданными в их же доме, в местные кошки ещё пару дней после этого ничего не ели - и так наелись, ну вы поняли. Ну и крч в Ултаре издали закон, что кошек лучше бы всяким живодёрам не трогать.

Надо сказать, что вот на этом рассказе я вспомнил, что до Лавкрафта были и другие произведения в жанре ужасов, но всё же их было не так уж прям сильно много, так что высказывание, что создатель Ктулху был своего рода первопроходцем жанра, хоть и не верно технически, но смысл в нём таки есть. Это очевидно, поскольку с точки зрения современного читателя "Кошки Ултара" ну прям совсем простое произведение, которое не пугает вовсе. Единственное его оправдание в том, что это всё ещё этакая "проба пера" как для Лавкрафта, так и для жанра в целом. Хоть, как я и сказал, задолго до маэстро хронического простатита были и Эдгар По, и Мэри Шелли с её "Франкенштейном", и прочее, но вы, надеюсь, поняли, что я имел ввиду.

"Храм", 1920

-6

Немного странная ситуация выходит, потому что я не совсем понимаю, как в один год могли быть написаны откровенно проходные "Кошки Ултара" и отличный "Храм".

По сюжету во время Первой Мировой немецкая подлодка сбивает британскую лодку и на ней находят какой-то артефакт из слоновой кости, похожий на голову юноши, после чего всё члены экипажа сходят с ума и кончаются. К началу второй половины рассказа в живых остаётся лишь командир немецкой подлодки, который находит на дне океана храм неочевидного происхождения. Разумеется, эта находка как-то сносится и с артефактом из слоновой кости, и с гибелью членов экипажа. Но капитану уже ничего не остаётся, субмарина далеко не в рабочем состоянии, а воздух на исходе. Потому он решает таки пробраться в этот храм, из которого исходит странное свечение, и на этом рассказ кончается.

Рассказ добротный, несмотря на малый объём, успевает создать напряжение и провести его до самого финала, который своей открытостью только вбивает в ступор и интригует. В хорошем смысле. Не так ли, "Картина в доме", м?

"Безымянный город", 1921

-7

Главный герой вычитал из "Некрономикона" безумного араба Абдула Альхареда о неком безымянном городе где-то в аравийской пустыне, который был заброшен задолго до появления людей на земле. Он его находит, проникает внутрь, спускается по лестнице(долго и тяжко, потолки низкие, плюс без факела хоть глаз выколи), оказывается в коридоре с гробами по бокам, в одном из которых видит какого-то рептилоида, на потолке картина, как эти рептилоиды разрывают на части какого-то старца, а в конце коридора дверь, за которой белое свечение, из которого на героя прыгают эти чудища, но дверь каким-то образом сама закрывается, а герой экстренно покидает безымянный город.

На самом деле, рассказ чуть выше среднего. Он хоть сколько-то интригует и напрягает в отличии от тех же "Кошек Ултара", но не особо сильно. Не могу назвать его одним из моих любимых. Просто средний рассказ, который можно было бы чуть подкрутить, особенно в концовке.

Конец Первой Части