Найти тему

Британское кораблекрушение, изменившее мир

Одна из самых страшных катастроф в британской морской истории, крушение HMS Association привело к двум актам парламента и установлению долготы.

Наша лодка находилась всего в полудюжине миль от Сент-Мэри, главного острова на островах Силли. но море стало совсем другим зверем. Воды, убаюкивавшие у стен гавани, давно ушли, и, когда мы обогнули Западные скалы – печально известный кордон острых как бритва шхер на самом юго-западе Англии,-волна поднялась. Волны бились о нос лодки, когда она раскачивалась взад и вперед. Вода была цвета полуночи, и я всматривался в темноту в поисках знака Ассоциации HMS, одного из 1000 кораблекрушений, которые лежат, раскалываясь на морском дне вокруг Силли.

Два параллельных рифа, большая часть которых во время половодья затоплена, Западные скалы представляли огромную угрозу для моряков, направлявшихся в безопасную гавань Треско или Сент-Мэри. И названия, которые давались каждой группе зазубренного гранита на протяжении многих лет – Внутренние Лохмотья, Рвущийся Выступ – намекают на произведенные разрушения.

"Сомнительно, чтобы какая-либо коллекция камней на всех Британских островах имела худшую репутацию", - сказал Ричард Ларн ОБИ, президент Международного морского археологического общества и автор  "Море штормов: кораблекрушения Корнуолла и острова Силли". - Эта огромная зона скрытой опасности была местом худшего из многих крушений на Силли." Однако ни одна из них не была более трагичной и не сыграла более значительной роли в истории, чем затопление Ассоциации в первые годы XVIII века.

90-пушечный, второсортный английский военный корабль, HMS Association был флагманом сэра Клаудсли Шовелла, который прошел путь от скромного юнги до адмирала флота в 1705 году. Шовелл отличился в Девятилетней войне и в первых стычках Войны за испанское наследство, но после лета, проведенного (безуспешно) в осаде французского порта Тулон, он отплыл домой, отправившись из Гибралтара в Англию в конце сентября 1707 года.

Окруженные коварными скалами острова Силли имеют одну из самых высоких концентраций затонувших судов в Великобритании
Окруженные коварными скалами острова Силли имеют одну из самых высоких концентраций затонувших судов в Великобритании

Около 20:00 22 октября 1707 года, полагая, что они находятся у берегов Бретани и направляются в Ла-Манш, флот бороздил темноту и прямо в Западные скалы. Ассоциация под командованием капитана Эдварда Лоудса ударилась о Внешнюю скалу Гилстоуна и затонула в течение двух минут. Три других корабля – "Орел", "Ромни" и "Головня" – также потерпели крушение. "Погода была очень туманной и дождливой, и Ночь наступала темная...некоторые из них были на Скалах к западу от Силли, прежде чем они узнали. Из членов Ассоциации ни один человек не был спасен", - сообщала в то время "Дейли Курант", первая британская ежедневная газета. На четырех кораблях погибло около 1450 человек, и только 24 из них выжили. Она остается одной из самых страшных катастроф в британской морской истории.

Сомнительно, чтобы какая-либо коллекция камней на всех Британских островах имела худшую репутацию

Так как же лучшие моряки его эпохи – такие же знаменитые в свое время, как лорд Нельсон в свое, по словам Ларна, – так полностью и катастрофически погибли? Плохая погода не помогала, как не помогала и низменная природа Скиллов и их окаймляющих рифов, которые сливались с поверхностью воды ночью и при плохой видимости. Анализ вахтенных журналов кораблей, вернувшихся в Лондон, также показал, что офицеры флота пользовались картами, на которых острова Силли находились в восьми морских милях к северу.

Все эти проблемы усугублялись реальной проблемой – в начале XVIII века не существовало точного способа определения долготы судна (его положения с востока на запад) в море. Моряки использовали процесс, называемый "мертвым счетом", измеряя скорость, направление и расстояние, чтобы определить свое местоположение. Но это была в лучшем случае обоснованная догадка. Шовелл и его офицеры знали, что они находятся на линии Ла-Манша, но никогда не могли знать, по какую сторону Силлиса они находятся.

Потеря адмирала флота и стольких людей рядом с ним "всколыхнула общественное мнение [и] была процитирована как иллюстрация острой необходимости средств для определения долготы в море",-писал куратор лейтенант-коммандер Дэвид Уотерс в каталоге выставки "4 шага к долготе" в Национальном морском музее. в 1962 году. Ларн идет еще дальше, полагая, что парламент ввел Закон о долготе 1714 года как прямой результат катастрофы. Закон предлагал награду – Долготную премию – в размере 20 000 фунтов стерлингов тому, кто мог предложить решение, которое было "практичным и полезным на море". Сэр Исаак Ньютон и Эдмонд Галлей (прославленный кометами) взялись за эту задачу, но в конце концов ее решил плотник, ставший часовщиком из Йоркшира.

Это заняло у Джона Харрисона 25 лет и четыре попытки, но в 1759 году он изобрел морской хронометр, который позволял кораблю вычислять свою долготу, сравнивая разницу местного времени в море со временем в Гринвиче. Его призовые карманные часы, известные как H4, преодолевали сложные условия на борту-проблемы движения и изменения температуры – и обеспечивали необходимую стабильность.

"H4 работает в принципе так же, как и любые другие механические часы", - объяснила Эмили Аккерманс, куратор времени в Королевской обсерватории в Гринвиче, Лондон. "Но разница заключается в уровне точности [Харрисона], достигаемом с помощью "высокоэнергетического" баланса, который бил бы быстрее, чем меньшие и более легкие, найденные в традиционных часах."

H4, морской хронометр Джона Харрисона, решил проблему вычисления долготы в море
H4, морской хронометр Джона Харрисона, решил проблему вычисления долготы в море

В четырехмесячном испытательном рейсе из Портсмута на Ямайку было обнаружено, что H4 находится всего в 1 минуте и 54 секундах. И все же Совет по долготе отказался полностью признать достижение Харрисона, и он так и не получил всю сумму призовых денег, которые ему причитались.

Ассоциация, тем временем, все еще лежала разбросанной под Внешним Гилстоуном, как она будет лежать еще 200 лет. В 1963 году Ларн, в то время старший старшина Первого класса в Королевском флоте, начал поиски затонувшего корабля, когда он обратился к адмиралу с просьбой одолжить ему тральщик. Ларну и команде водолазов из Подводного клуба Военно-воздушного командования (NACSAC) потребовалось три года, чтобы найти Ассоциацию, но 4 июля 1967 года они обнаружили бронзовую пушку и золотые монеты на Гилстоунском выступе.

Всего за шесть недель они подняли с морского дна несколько французских пушек – трофеи Войны за испанское наследство (одну из них они передали музею Валгаллы на Треско), а также золотые и серебряные монеты, оловянные тарелки и феноменальный ассортимент артефактов, от пряжек и пуговиц до подсвечников и гребней.

Однако слух быстро распространился, и спасатели-любители обрушились на Силли. - Любой, у кого есть водолазный цилиндр и спальный мешок, появлялся здесь, - сказал мне Ларн. - После того как мы ушли, ничто не помешало кому-либо разграбить развалины Ассоциации, и именно это и произошло. Монет было так много, что люди расплачивались ими за кружки пива в пабе."

Никаких официальных записей о том, что было извлечено из моря, так и не было сделано, и в течение нескольких месяцев находки были рассеяны по всему земному шару. Серебряная табличка с гербом сэра Клаудсли Шовелла была продана в ратушу Рочестера, где адмирал служил местным депутатом; артефакты с места крушения теперь украшают паб в Пензансе; фрагменты корабельного колокола были проданы с аукциона частным коллекционерам в Соединенных Штатах.

Каменный мемориал отмечает место, где тело сэра Клаудсли Шовелла было выброшено на берег после крушения HMS Association
Каменный мемориал отмечает место, где тело сэра Клаудсли Шовелла было выброшено на берег после крушения HMS Association

"То, что произошло на Ассоциации, было национальным позором", – сказал Ларн, который был вынужден просить своего местного депутата рассмотреть законопроект о защите исторических обломков - "Мэри Роуз" недавно была обнаружена в Соленте, и Ларн боялся, что ее сокровища пойдут тем же путем, если ничего не будет сделано. Закон о защите затонувших судов был принят в 1973 году, второй акт парламента, более чем через 250 лет после первого, который защищал затонувшие суда от несанкционированного вмешательства. В настоящее время в британских водах находятся 24 охраняемых затонувших судна, три из которых находятся у берегов Сциллы; Ассоциация, на месте крушения которой до сих пор хранятся десятки железных пушек, - одна из них.

Хотя посетители не могут получить доступ к самому месту крушения, они могут увидеть некоторые предметы, которые были спасены от Ассоциации в коллекции кораблекрушений Музея Островов Силли, которая включает в себя пушку с корабля и то, что, как полагают, является смятым "по" сэра Клаудсли Шовела (или горшок).

Музей был вынужден закрыться в июне 2019 года, когда его исторический дом был признан небезопасным, и в настоящее время коллекция разбросана по всей ратуше на Сент-Мэри и в промежуточных всплывающих выставках на островах Сент-Мартин, Треско, Брайер и Сент – Агнес-в отелях, магазинах, общественных залах и даже в старой телефонной будке. "Мы пытаемся восстановить связь объекта с местом и сохранить музей живым, пока мы собираем средства для нового дома", - сказала Кейт Хейл, куратор музея, о своем проекте "Музей в движении". Хейл был на работе всего два месяца, когда музей закрылся на ночь; блокировка была в полном разгаре, поэтому ограничения Ковида означали, что она должна была работать самостоятельно, в неосвещенном подвале, заворачивая 10 000 предметов из архива музея при свете факелов.

То, что произошло на Ассоциации, было национальным позором

Посетители также могут испытать крушение через новое приложение Walking Companion, также созданное Хейлом и ее командой и разработанное в рамках проекта Coastal Timetripping. Мобильное приложение автоматически активируется, когда вы находитесь в пределах досягаемости близлежащего кораблекрушения, и позволяет посетителям исследовать с помощью дополненной реальности останки Ассоциации.

Например, в Порт-Хеллике, в семи милях от места крушения, среди желторогих маков стоит мемориал на том месте, где тело сэра Клаудсли Шовелла "бросили на отмель и похоронили вместе с другими в песках". Его прибило сюда вместе с двумя пасынками, капитаном и любимой борзой Мампером. Прогуляйтесь по бухте, и приложение появится с картинами Ассоциации, изображениями из архивов музея острова Силли и 3D-моделями корабельного колокола. Местная театральная группа читает стихотворение, изображающее события в ночь на 22 октября 1707 года скиллонского поэта Роберта Мейби, а корнуэльская народная группа Dalla поет навязчивую балладу, охватывающую легенду о крушении.

А за бухтой, за островом Святой Марии, океан продолжает бурлить и бушевать вокруг Западных скал.

Сент-Мэри-это острова самого большого острова Силли и ближайшая гавань к печально известным Западным скалам
Сент-Мэри-это острова самого большого острова Силли и ближайшая гавань к печально известным Западным скалам