Выполняемые функции пресс-секретаря меняются с изменениями в информационной среде. В эпоху новых медиа очень много работ журналистов перекочевали к пресс-службе.
Основные функции пресс-секретаря
1. Коммуникация и налаживание контактов со СМИ.
Если раньше ( в 2000е) главной ценностью пресс-секретаря было наличие базы СМИ и контактов, то сейчас в эпоху новых медиа – важно именно умение работать с журналистами.
70% запросов от СМИ приходят через соцсети или мессенджеры, а сами журналисты в СМИ часто меняются (увольняются, мигрируют). Поэтому база контактов, конечно, должна быть – но она не является сегодня особой ценностью. Важнее – правильно выстроить коммуникацию с журналистом: уговорить СМИ дать информацию в нужном ключе или вообще ее опубликовать.
2. Подготовка, распространение и контроль над публикацией сведений компании, предназначенных для СМИ.
Ранее пресс-секретарь только должен быть инициировать публикацию, сейчас же – не только написать самостоятельно весь материал, но еще и придумать инфоповод там, где его обычно нет.
В 90е журналистов кормили ноги – представители СМИ сами выискивали инфоповоды, делали запросы, ходили на интервью. В последние годы – СМИ просто присылают список вопросов (это, кстати, еще отличный вариант – когда вопросы написаны СМИ), а далее просто ждут пока им направят ответы и фото. А бывает, что и вопросы пишет пресс-секретарь, и ответы, и еще СМИ уговаривает опубликовать материал.
3. Организация общения со СМИ (брифинги, пресс-конференции, интервью).
В продолжение предыдущего пункта - пресс-секретарь должен еще и придумывать инфоповоды. Да еще и так, чтобы они "залетали" в федеральные заголовки.
4. Консультация руководителя по вопросам, связанных со СМИ.
Запомните: если журналист считает пресс-секретаря «лишним звеном» или «преградой» на пути получения информации – то пресс-секретарь работает не правильно.
Если СМИ проще напрямую у руководителя получить информацию, то работа со СМИ пресс-секретарем выстроена не совсем верно.
Причин, как правило, две: либо пресс-секретарь не умеет дружить со СМИ, либо ему не делегируют работу со СМИ (длинные согласования, отсутствия права предоставлять информацию самостоятельно).
Вывод: современный пресс-секретарь должен уметь писать, грамотно выстраивать коммуникации, быстро добиваться информации (иногда и выбивать, причем в буквальном смысле), разбираться в соцсетях и smm, быть креативщиком, психологом, маркетологом, журналистом в душе....
И швец, и жнец, и на дуде игрец....
И всё это (при росте обязанностей, знаний, умений, навыков) при той же зарплате, что и 5-6 лет назад.... *вздох*