Сэм Мендес далеко не самый известный режиссер, но примечателен он тем, что ставил все свои фильмы в разных жанрах - от дорогого блокбастера до камерной драмы. Его карьера насчитывает 8 фильмов ( и еще 2 он снимал для ТВ, но у них нет оценок критиков, так что в списке их не будет), причем ни один из них нельзя назвать провалом. Я же считаю, что это один из лучших британских режиссеров, которого явно многие обделили вниманием. Я решил расставить все фильмы режиссера от худшего к лучшему, но объективно, использовав 4 крупнейших сайта о кино - КиноПоиск, IMDb, Rotten Tomatoes и Metacritica. Последние два - сайты критиков, которые часто недооценивают или переоценивают фильмы, так что формула расчета будет выглядеть так: (КП+IMDb+(RT+M)/2)/3
8. 007: СПЕКТР (2015), (66+68+(63+60)/2)/3=65.16
Мендес был постановщиком двух последних фильмов про агента 007, но вот если Скайфолл оживил франшизу, то вот СПЕКТР не смог порадовать таким же качественным сценарием. Оценки на всех сайтах не блестящие, в России так это, судя по рейтингу КП, худший фильм серии. Но вот проблема скорее не конкретно в этом фильме, просто предыдущий слишком высоко поднял планку, до которой этот дойти не смог. То есть, это как посмотреть "Квант Милосердия" сразу после "Казино Рояль", в целом неплохо, но разочаровывает. Еще многие предъявляли фильму за его глупости и условности, но они, надо признаться, есть в каждом, без исключения, фильме про Бонда, но если совсем стареньким фильмам это прощаешь, то для фильма 2015 года это немного раздражающе, да и Скайфолл все же имел минимальное для франшизы количество бреда. Если абстрагироваться от других частей, воспринимая как отдельное приключение, то замечаешь проблемы, связанные со сценарием. Герои разгадывают свои ребусы слишком глупо, где-то час пытаются узнать название организации, заявленной в названии. Злодей оказался обиженкой в детстве и желает мести ( хотя Вальц сыграл хорошо), ну типа серьезно, папочка просто в детстве не любил, это же бред. Еще проблемы, если можно так выразиться, в логике постановки. Вот пример - СПЕКТР установил мировой рекорд по количеству использованной взрывчатки для полностью реалистичного и огромнейшего взрыва в истории кино, но вот то, из-за чего это случилось - полный бред. 007 просто автоматиком простреливает маленький баллон с газом, все к чертям взрывая. И еще стоит приплести в минусы и динамику, местами смотреть было, в основном в начале, тягомотно, не блестяще построенная интрига не несла за собой ничего интересного. То есть да, кино действительно имеет при себе прилично минусов, хотя от других фильмов из 20 века про Бонда мало чем отличается. Это такой веселый и глупый фильм на вечер, с красивыми экшеном (во многом поставленным в живую, без графики) и красивыми костюмами. Вполне годный, на семерочку, шпионский боевик, только бы поменьше допущений и побольше динамики.
7. Морпехи (2005), (70+70+(61+58)/2)/3=66.5
А здесь у нас, казалось бы, типичная военная драма с налетом боевика, которая ничем особо не выделяется на фоне других подобных картин. Отчасти, отчасти так оно и есть. В основном в кадре персонажи веселые, пока не начинается их первая битва с врагом, в которой они узнают все ее ужасы. Только вот с этого момента и начинается то самое "отчасти". Здесь враг остается за кадром, как Кристофер Нолан проделал в фильме "Дюнкерк", что еще и подкрепляется безысходностью положения этих солдат. Насколько я помню, они ни разу так и не выстрели из своих винтовок, так как враг все не появлялся и не появлялся, но герои этого знать не могли, из-за чего должны были постоянно быть настороже, чтобы не умереть. Чувство постоянной опасности в купе с тем, что герои не могут выплеснуть свои эмоции через автомат, стреляющий по врагу, постепенно сводит их с ума. Они не знают, что делать дальше, это безысходность. Вот этот момент, мне кажется, отличает ленту Сэма Мендеса от похожих. По-моему, это очень сильный и грамотно поставленный фильм с выверенными акцентами, который заслуживает куда большего признания хотя бы в оценках критиков.
6. В пути (2009), (69+70+(66+58)/2)/3=67.0
Самый малоизвестный фильм режиссера, который мне показался самым слабым в списке. Здесь муж с женой узнают, что у них будет ребенок, потом решают отправиться в путешествие, чтобы найти для ребенка максимально благоприятные условия. По началу все выглядит хорошо, но фильм то камерный, соответственно здесь большую часть хронометража занимают диалоги, в которые не очень веришь. По ходу фильма герой Красински вообще даже не пытается поругаться с женой, но та, ради ребенка, принуждает его это сделать, мне это показалось абсолютно ненужным моментом. Еще и химии между героями маловато, они довольно посредственно друг с другом взаимодействуют. Ну и, по сути, описать больше особо нечего, весь фильм строится на диалогах, которые мне не кажутся интересными, а отчего по итогу неплохой фильм разочаровывает. Но и хороших моментов в конкретике постановке прилично, так что, если любите камерные драмы, то можно смело смотреть.
5. Дорога перемен (2008), (75+73+(67+69)/2)/3=72.0
Один из лучших фильмов в карьере режиссера получил неприлично низкие для такого шикарного проекта оценки на западе. В этом фильме Кейт Уинслет и Леонардо ДиКаприо сыграли супругов, которые очень хотят перебраться из своего социума прямиком в Париж, но им постоянно что-то мешает. У Лео есть огромное количество прекрасных фильмов, в которых он сыграл не менее прекрасные роли - "Поймай меня, если сможешь", "Джанго Освобожденный", "Титаник" с той же Кейт Уинслет, "Начало", "Отступники", "Остров Проклятых", вообщем, продолжать можно бесконечно, но именно в "Дороге перемен", я считаю, он проявил свой актерский талант лучше всего ( пусть это и не лучший фильм с ним, но роль явно лучшая). Он выжимает из каждой своей сцены, каждой своей реплики максимальный спектр эмоций, в его игру действительно веришь, словно это не актер, а реальный человек с реальными проблемами. Также хороша здесь и Кейт Уинслет, пусть ДиКаприо затмить не вышло. Но и сценарий работает великолепно, распри между героями действительно имеют вес. Посыл хороший, да и финал мрачный и очень неожиданный. Получился восхитительный фильм, который многие недооценивают, обязательно посмотрите это великолепное кино, оно действительно стоит просмотра.
4. Проклятый путь (2002), (76+77+(81+72)/2)/3=76.5
Очередной великолепный фильм режиссера, который получился настолько крутым благодаря тем же факторам, что и в "Дороге перемен" - прекрасный сценарий и великолепные актеры, также оба фильма имеют книжную основу и мрачный финал. По началу лента напоминает довольно типичную гангстерскую драму, но далее интрига разгоняется и от экрана просто не оторваться. Когда Том Хэнкс бросает вызов мафии, то за всех героев начинаешь переживать. После начинается довольно классное роуд-муви в купе с отношениями отца и сына. Но есть также и триллер, и местами зрелищные перестрелки, ну и драма работает великолепно. По большей части акцент все же направлен на отношения отца с сыном, между героями действительно чувствуется химия, благодаря сценарию и игре актеров. Оба героя проходят развитие, постепенно меняют отношение друг к другу. Финал вновь преподнес сюрпризы, обставлено все оказалось действительно великолепно, концовка полностью уместна. Вышло очень классное и атмосферное гангстерское кино, которое можно считать одним из лучших представителей жанра.
3. 007: Координаты Скайфолл (2012), (74+78+(92+81)/2)/3=79.5
Бондиана - пример классической франшизы с консервативным героем, который следует по классическим заветам шпионских боевиков старой школы. При всех нововведениях "Казино Рояль", это все же была, пусть и отчасти, история Джеймса Бонда, только это было его становление. После 2008 года, когда и Бонд Крейга оказался не у дел из-за провала "Кванта Милосердия", франшиза решила взять небольшой перерыв и набрать свежего воздуха. Какими бы ни были провалы, для этой шпионской серии свойственно исправлять ошибки и действительно прикладывать усилия, чтобы скрыть провал и сделать новую часть качественной. Компания MGM, которой и принадлежали права на франшизу, к началу 10-ых стала проваливаться с каждым своим проектом, и 007 мог стать единственным спасением для нее. Так на производство выделили не самые внушительные 150 млн долларов, а за постановку взялся режиссер театра, а также камерных драм ( "Дорога перемен", "Красота по-американски") Сэм Мендес. Что еще было характерно для агента 007 - так это незыблемый образ статного суперагента, который пьет мартини с водкой, в каждой новой части получает новую пассию. Бонда никогда особо не волновала драма, арка или переживания. "На секретной службе ее Величества", "Лицензия на убийство" и в особенности "Казино Рояль" закидывали удочку в эту сторону, но именно Скайфолл стал той жемчужиной. Именно этот фильм не поскупился на раскрытие героя. В кое-то веки нам поведали о его прошлом, показали настоящий моральный слом. Кто бы мог подумать, что в 23 фильме самой консервативной в мире франшизы создатели покажут старение, неудачи и потери со стороны Джеймса. Создатели просто невероятно запарились над сценарием, сделав из шпионского боевика настоящую театральную драматическую постановку, недаром почерк Мендеса так здесь чувствуется. Сюжетная арка Бонда мне понравилась до невероятия, но еще больше меня тронули отношения главного героя с М. Кастинговое решение в "Золотом глазе", где на роль М вместо мужчины была назначена Джуди Денч - это гениально. И если отношения Броснана с Денч не достигли своего эмоционального пика, то с Крейгом достигли определенно. И именно в этом фильме мы узнаем о том, что 007 - сирота с тяжелой судьбой, а М стала для него настоящей матерью. Это очень приятная арка, которую видеть в таком блокбастере невероятно приятно. Еще мне очень понравился главный антагонист. Ле Шиффр Мадса Миккельсена останется первым в моем сердце, но и Рауль Сильва достоин называться одним из лучших злодеев не только Бондианы, но и блокбастеров. И мне понравилось то, что нам показали, по сути, похожего на Джеймса персонажа, у которого есть похожие проблемы, но который переступил черту. Ну и вишенкой на торте стал для меня визуал. Роджер Дикинс - один из лучших операторов, создавший просто невероятно эстетичную картинку. Художники-постановщики и прочие, кто занимался постановкой экшена и визуалом в целом, тоже постарались на славу. Ну и режиссура Мендеса определенно привнесла свои плоды. А еще я даже прослезился на концовке, настолько это сильно было поставлено и сыграно. Как вы поняли, я просто обожаю Координаты Скайфолл, для меня эта почти лучшая часть Бондианы ( "Казино Рояль" все же люблю чуток побольше) и лучший блокбастер 2012 года.
2. 1917 (2020), (79+83+(89+78)/2)/3=81.83
Один из самых громких фильмов 2020 года, который еще и блестяще блеснул на премии Оскар, выиграв 3 награды из 10 возможных. Я не очень жалую современные фильмы про войну, но вот "1917" действительно смог меня удивить. Героев показали интересными, а их миссия действительно по итогу вышла очень сложной и пугающе страшной. Здесь смогли показать врага сильным и устрашающим, хотя в кадре он и практически не мелькал, чем-то напомнило "Дюнкерк" Нолана опять же. Миссия же героев кажется максимально простой - всего навсего доставить приказ командованию до начала атаки. Но а путь к достижению цели получился и захватывающим, и отлично поставленным. Ну и как же обойтись без операторской работы, заслуженно получившей Оскар. Кино снято как бы одним кадром, длиной 2 часа, за что стоит рукоплескать авторам, ведь это очень сложная для реализации идея. Посыл довольно привычен для подобных фильмов, война - это ужасное событие, имеющее за собой очень печальные последствия. Ну то есть фильм покажется немного пустым, но мне это показалось его главным отличием от других схожих лент. Самый мой любимый фильм о войне и безоговорочный шедевр Спилберга - "Спасти рядового Райана", в котором было все. И отлично раскрытые и сыгранные персонажи, и великолепная постановка сражений, пугающих и в тоже время зрелищных. Но присутствовала и некая романтика, присущая почти всем подобным фильмам, в "1917" же только пустота, гнетущая пустота, где на войне нет ничего подобного, только смерти и смерти, (далее спойлер к финалу) а герой, когда доставил приказ, решил, что спас полторы тысячи человек, а командир сообщает, что не сегодня бой, так завтра. Эта мысль мне понравилась очень сильно, поэтому фильм мне показался действительно одним из лучших в году, пусть Спасение Райана мне понравилось все же больше.
1. Красота по-американски (1999), (80+83+(87+84)/2)/3=82.83
Первый фильм Мендеса в большом кино ( самым первым его фильмом был "Кабаре" 1993, но не было оценок на сайтах критиков) получился невероятно прорывным для дебюта - культовый статус, Оскар за Лучший фильм с конкурентами в лице "Зеленой Мили" и "Шестого чувства", Оскар за Лучшую режиссуру, по итогу 5 наград, при мизерном бюджете собрал 350 млн. Мне кино не особо понравилось, да весьма годное, и персонажи тоже интересные, но я его посмотрел только из-за режиссера. Мне куда больше понравились "Координаты Скайфолл", "Дорога перемен", "1917" и "Проклятый путь", возможно, смотря их в первый раз, не имел никаких ожиданий, а здесь я сразу ждал шедевра, в конечном итоге фильм мне понравился и он действительно отличный, в другом списке я бы явно поставил его на 1 место, но просто он вышел не настолько восхитительным, как я ждал.
Подводя итог, можно сказать, что Мендеса можно назвать настоящим гарантом качества в кинематографе, ни один из его фильмов не назовешь плохим, каждый в той или иной мере является качественным представителем жанра. Он отлично может ставить и дорогостоящие экшен-сцены в блокбастерах, и камерные в независимых драмах. Сейчас в разработке находятся 2 фильма с Сэмом Мендесом в режиссерском кресле, но подробностей о них пока нет. Следующее От худшего к лучшему будет по фильмам режиссера Ридли Скотта.