В моей статье о Марии Леонтьевой, начальнице Смольного института благородных девиц, я упоминала Ольгу Томилову. Собственно, именно ей Мария Павловна и передала бразды правления Смольным.
К счастью, нам известна, пусть не детально, её биография. И она определённо тянет на отдельную статью.
Отличница, дочь генерал-майора
Ольга Александровна Энгельгардт родилась 17 апреля 1822 в Ярославской губернии. В семье генерал-майора Александра Николаевича Энгельгардта.
Именно в Смольном девочка получила образование и воспитание. Институт она, кстати, окончила в 1839 году с отличием. И после окончания была взята ко двору. Ольга стала фрейлиной при великой княгине Марии Николаевне.
23 апреля 1846 года она вышла замуж за Романа Алексеевича Томилова, богатого помещика и статского советника. Он был старше её на десять лет. Венчание проходило в Придворной церкви Зимнего дворца в Петербурге. Жили супруги счастливо, но детей у них не было.
В 1864 году Роман Алексеевич умер, и Томилова вернулась ко двору. Её назначили воспитательницей великой княжны Веры Константиновны, воспитывавшейся в Штутгарте, при дворе королевы Вюртембергской, княгини Ольги Николавны.
На всю жизнь Ольга Александровна и Вера сохранили друг к другу самые тёплые чувства. Если княжна бывала в Петербурге, она обязательно навещала свою наставницу.
И снова Смольный
В конце 1872 года Мария Павловна Леонтьева понимает, что пора готовить себе преемницу. Она сама ходатайствовала о назначении Томиловой, так как помнила её, ещё Энгельгардт, как одну из блестящих учениц выпуска 1839 года.
Да и после Смольного Ольга Александровна не раз проявляла себя как человек сердечный и надёжный. Она ухаживала за больным мужем. Принимала деятельное участие в судьбе одной классной дамы, когда та долго болела.
Томилова не без сомнений приняла предложение занять место помощницы, а затем начальницы Воспитательного общества.
Её беспокоила в том числе и болезнь глаз, которая, как она предполагала, могла помешать ей выполнять обязанности начальницы в должной мере. Своими опасениями Ольга Александровна поделилась с императрицей Марией Александровной, на что та ответила:
"Мне не нужно Ваших глаз, мне нужны ваше доброе сердце, ваш светлый ум. Пока вы будете в Смольном, я буду покойна за него".
Итак, 20 января 1873 года Ольга Томилова была утверждена в должности помощницы указом, который принц Пётр Ольденбургский прочёл в большой зале, где собрались все служащие и дети, чтобы познакомиться с будущей преемницей начальницы.
А императрица, уже в личной аудиенции, дала Ольге Александровне свои указания, на которых и строилась дальнейшая деятельность новой начальницы Смольного.
Начальница
В должность начальницы Воспитательного общества Томилова вступила в 1874 году. Болезнь глаз действительно влияла на её работу: вопросы по ведению хозяйства, которые она не считала возможным решать самостоятельно в силу проблем со зрением, Ольга Александровна обращала Опекунскому Совету, который содействовал ей в этом.
Своей основной зоной ответственности она определила заботу об образовании, воспитании, постановке искусства и рукоделия. Именно кройку и шитьё (полезные работы) Томилова поставила на первое место. И сама придумывала различные изящные работы — вышивки, вязанье и плетенье.
Ольга Александровна сама занималась с воспитанницами историей искусств, особенно историей искусства Италии. Она владела ценным собранием снимков картин, статуй, зданий.
Учительниц музыки Томилова брала только по рекомендации, преимущественно выпускниц Консерватории. Институтки Смольного при ней получили возможность чаще бывать в Императорских театрах, благодаря личному знакомству Томиловой с министром Императорского Двора графом А. В. Адлерберг.
Супруга графа, Екатерина Николаевна, бывшая смолянка, дружила с Томиловой, и той часто доставалась министерская ложа в театрах.
Воспитательницей Ольга Александровна была замечательной. Строгой, но справедливой. Она много требовала от девочек. Не допускала ничего лишнего: ни в костюмах, ни в причёсках, ни в украшениях. Она учила своих воспитанниц, что красят девушку скромность и образованность. И, конечно, хорошие манеры.
Императрицы Мария Александровна и Мария Фёдоровна обе были к ней расположены, о чём свидетельствуют многочисленные подарки и знаки внимания.
При назначении помощницей Томиловой был предоставлен придворный экипаж. В 1883 году, взамен экипажа, было определено на разъезды по 1800 рублей в год из казны. По случаю бракосочетания княжны Веры Константиновны в 1874 году Томилова была пожалована орденом Св. Екатерины меньшего креста.
Весной 1886 года Томилова попросила императрицу об увольнении из-за всё той же болезни глаз, которая мешала ей работать. Императрица с грустью приняла эту отставку.
Да и не только она. Все провожали Ольгу Александровну с печалью. Ведь она пользовалась расположением всех своих коллег в Смольном.
Секретарь Опекунского Совета Л. А. Бутовский посвятил Томиловой стихотворение:
"Но чем воздать тебе, родная,
За ласку нежную твою?
Пусть общий гимн, не умолкая,
Летит с молитвой тёплой к алтарю:
Да будут дни твои счастливы,
Как Смольный счастлив был Тобой!
За все заботы, попеченья
Благодарим! Благодарим!
Вот клик молений:
Детей благослови,
Детей благослови!"
После своего ухода с должности, Ольга Александровна сохраняла связь со Смольным. Сослуживцы и воспитанницы навещали её, а она вникала в их дела и хлопотала за них.
3 мая 1894 года, в возрасте 72 лет, она умерла.
Ольга Александровна Томилова, урожденная Энгельгардт, похоронена в Староладожском Успенском женском монастыре.
Мария Леонтьева: большая начальница, придворная дама, "осколок старины глубокой".
Не только фрейлины: чины придворных дам в Российской империи.
Либерализация институтов благородных девиц: институтская реформа Ушинского.
Как Мария Чехова, сестра Антона Павловича, пыталась получить бесплатное образование.
"Старые девы" в истории России: скульптор Анна Голубкина.
Источники: Википедия.