Найти тему
Уникальная Россия

Празднуют для себя и как столетия назад. Показываю Усть-Цилемскую Горку - нетуристический праздник староверов Севера

Район Крайнего Севера, край староверов и райцентр Республики Коми Усть-Цильма хорошо сохранила у себя то, что в других частях нашей страны может быть почти утеряно.

Я говорю про местные традиции. Здесь до сих пор, как и столетия назад, празднуют Горку - местный праздник староверов с многочисленными хороводами, песнями и танцами. И если многие из нас при слове "хоровод" представляют круг из людей, то в Усть-Цильме это понятие шире, и хороводы могут быть различной формы.

Усть-Цилемская Горка - праздник староверов. Усть-Цильма, Республика Коми. Фото автора статьи
Усть-Цилемская Горка - праздник староверов. Усть-Цильма, Республика Коми. Фото автора статьи

Горка - это не реконструкция и не развлечение для туристов. Горка - это живой, настоящий народный праздник. Его празднуют в первую очередь местные жители для себя.

Не приедут гости и туристы на него - не беда. Пытаются официальную часть праздника в этому году запретить из-за короны - люди всё равно собираются и празднуют скромно, без сцен-диджеев-речей-ведущих и не так широко.

Горка в Усть-Цильме это второй Новый Год. То есть обязательно и всегда в одно и тоже время - 12 июля, на день святых Петра и Павла. И не имеет значения, какой это день недели - Празднику быть!

Усть-Цилемская Горка - праздник староверов. Усть-Цильма, Республика Коми
Усть-Цилемская Горка - праздник староверов. Усть-Цильма, Республика Коми
Напомню, мы хоть и в Коми, но Усть-Цилемкий район - это край, где большинство населения - потомки русских староверов, бежавших сюда от гонений в 17-18 веках, и новгородцев, ходивших ещё ранее в эти (и не только) места с торговыми и иными экспедициями.

Начинается Горка с вечера 11 июля. Тогда по традиции проходят различные состязания между местными жителями (соревнования по рыбалке, гонки на моторках и тп), Петровщина - ночные посиделки на берегу Печоры с кострами, песнями под гармонь и поминальной пшённой кашей (для помина умершей родни, также по традиции. Считается, что ушедшие от нас также гуляют этой ночью на Петровщине), но в этом году из-за короны на официальную часть (праздник хоть и живой, народный, но у него есть спонсоры и официальная поддержка, приглашённые официальные лица, гости и журналисты) отменили. Петровщина тоже была совсем малочисленной и я её не снимал.

Также 12 июля не было масштабного торга при празднике, сцены, ведущих, приглашённых гостей, фольклорных коллективов, официальных лиц и тп. Горка-2021, по словам самих же местных, получилось такой, какой была столетия назад. Тем и интереснее.

Усть-Цилемская Горка - праздник староверов. Усть-Цильма, Республика Коми
Усть-Цилемская Горка - праздник староверов. Усть-Цильма, Республика Коми

"Горка" - это синоним хоровода. А ещё потому, что раньше такие праздники проводились на высоком, красивом месте. Да, именно праздникИ - раньше Горки в Усть-Цильме водили каждое воскресенье от Николы Вешнего до дня Петра и Павла (22 мая - 12 июля).

Почему в это время? Это время, когда на Севере всё же наступало тепло и длинный день, а также, когда селянам можно было немного отдохнуть между посевной и сенокосом.

Это время смотрин женихов и невест, а также время поклониться Свету, Солнцу, дающей пропитание Земле, поблагодарить Высшие Силы и попросить их помощи в предстоящей уборке урожая и зимы. То есть Горка - это как бытовой, так и сакральный праздник, такая мистерия с языческими корнями.

Традиция Горок немного пошла на спад в 1930-е годы и в послевоенное время, но уже в 1970-х народные традиции победили, и Горка возобновилась.

Усть-Цилемская Горка - праздник староверов. Один из традиционных хороводов. Усть-Цильма, Республика Коми. Фото автора статьи
Усть-Цилемская Горка - праздник староверов. Один из традиционных хороводов. Усть-Цильма, Республика Коми. Фото автора статьи

Горку празднуют в традиционных костюмах - ярких нарядах, которые шьются с использованием шёлковой ткани. Часть таких одеяний старая, доставшаяся по наследству от родителей и бабушек, часть - новая, но пошитая по старинным правилам, может быть даже ещё 17 века.

Усть-Цилемская Горка - праздник староверов. Участники. Усть-Цильма, Республика Коми. Фото автора статьи
Усть-Цилемская Горка - праздник староверов. Участники. Усть-Цильма, Республика Коми. Фото автора статьи

К костюму добавляются обязательные атрибуты - бусы, броши и старообрядческие кресты. Всё это тоже может быть старинным или сделанным по старинным "рецептам".

На этом фото один крест старый, второй - новодел. Кресты по традиции прячутся женщинами под одежды к груди, животу и поясу. Тем самым считается, что крест обегает женщину как роженицу и продолжательницу рода.

Усть-Цилемская Горка - праздник староверов. Кресты - элементы праздничного костюма. Усть-Цильма, Республика Коми. Фото автора статьи
Усть-Цилемская Горка - праздник староверов. Кресты - элементы праздничного костюма. Усть-Цильма, Республика Коми. Фото автора статьи

Всё проходит на местном стадионе. На него участники приходят шествием с пением.

В этом году, как видите, праздник выдался не очень масштабным, а в доковидные времена Горка собирала пару сотен участников.

Раньше Горку праздновала в основном молодежь, но и старшие не оставались в стороне - всё же за правильностью хороводов и обрядов надо было следить и направлять.

Сейчас всё стало проще, обрядовая часть стала более формальной, а праздновать может любой желающий. Да и деревня за 20 век состарилась. Так что в хороводах можно видеть и пожилых, смотрины тоже превратились в формальность, а славить Землю "не так обязательно", как раньше - если что прокормит магазин.

Однако, аналогов Горке больше нигде нет, что всё же делает праздник уникальным и интересным для просмотра.

Со стороны понять весь ход сложно, однако если знать "матчасть", то всё встаёт на свои места.

Горка включает в себя 7 действ, которые плавно переходят друг в друга в определённом порядке.

Начало Горки называется Столбы. Это по сути представление участников, которое состоит из медленной процессии с выходом по трое на поляну. Тройки двигаются по очереди из конца в начало, все участники поют длительные медленные песни.

Это и сейчас одна из самых протяжённых частей праздника, а раньше Столбы могли проводиться часами.

Люди, которые в кадре по бокам, перемещаются. Они сейчас по очереди встанут вперёд всей процессии.

Столбы заканчиваются, на смену им приходит "общее поле" - сначала прямоугольное построение, а потом круглое. Круг - это символ Солнца, которое даёт людям тепло, свет, урожай и тп.

Усть-Цилемская Горка - праздник староверов. "Общее поле". Усть-Цильма, Республика Коми
Усть-Цилемская Горка - праздник староверов. "Общее поле". Усть-Цильма, Республика Коми

Смотришь на участников, их костюмы, погружаешься в песни и со временем забываешь, в каком веке находишься.

Усть-Цилемская Горка - праздник староверов. Усть-Цильма, Республика Коми. Фото автора статьи
Усть-Цилемская Горка - праздник староверов. Усть-Цильма, Республика Коми. Фото автора статьи

Третий хоровод - на две стороны. С одной стоят мужчины, с другой - женщины. С протяжными песнями, медленно сначала "наступают" мужчины. Сближаясь, они робко протягивают руку к стоящим напротив женщинам, потом дотрагиваются до них более уверенно.

Расходятся, вновь сходятся и уже протягивают руки первыми женщины, а потом и трогают мужчин.

Так повторяется несколько раз, а когда сходятся последний раз, то женщины гладят мужчин по голове.

В старину это были знакомства, смотрины и моменты, когда в хороводах пары узнавали друг друга.

Усть-Цилемская Горка - праздник староверов. Традиционные хоровод на две стороны. Усть-Цильма, Республика Коми. Фото автора статьи
Усть-Цилемская Горка - праздник староверов. Традиционные хоровод на две стороны. Усть-Цильма, Республика Коми. Фото автора статьи

Потом проходит более сложное построение - на четыре стороны - тоже прямоугольное. В сакральном смысле оно символизировало посев, а потом сбор урожая всем селом на одном поле.

А потом - время хороводов в виде различных фигур. Народ переплетается руками в том или ином варианте. Наиболее красиво всё смотрится с коптера.

Масса движется единой цепью, кружится, подныривает под себя, сплетается снова, но уже в другой комбинации, расплетается, изменяя ход и направление хоровода. И так повторяется по несколько раз.

Сверху хоровод похож на цифры. Красота!

Потом наступает более "живая" часть праздника. На поляну выходит гармонист, и протяжная медленная мистерия из различных хороводов, уходящая корнями в язычество в виде поклонения Свету, Природе, Урожаю и тп, сменяется зажигательными танцами.

Усть-Цилемская Горка - праздник староверов. Усть-Цильма, Республика Коми. Фото автора статьи
Усть-Цилемская Горка - праздник староверов. Усть-Цильма, Республика Коми. Фото автора статьи
В целом зрелище длится несколько часов, долго созерцать которое, скажу честно, устаёшь. Устают и участники Горки, не все доходят до конца праздника.

В конце концов Горка превращается в более вольные танцы, теряет синхронность и единство и в конце концов как бы тает. Хороводы, фигуры, мистерия - всё это растворяется, словно бы поглощаясь действительностью 21 века или убегая в то укрытие, из которого выбралось за пару часов до этого, в начале действа.

Усть-Цилемская Горка - праздник староверов. Усть-Цильма, Республика Коми. Фото автора статьи
Усть-Цилемская Горка - праздник староверов. Усть-Цильма, Республика Коми. Фото автора статьи

В самом заключении участники снова оказываются в общей колонне и уходят с поляны под протяжные песни.

Уже утром следующего дня все эти люди наденут обычную повседневную одежду, пойдут и поедут по обычным будничным, накопившимся, делам и будут жить обычной, привычной многим нам, жизнью.

Усть-Цилемская Горка - праздник староверов. Усть-Цильма, Республика Коми. Фото автора статьи
Усть-Цилемская Горка - праздник староверов. Усть-Цильма, Республика Коми. Фото автора статьи

Я же, поражённый колоритом праздника, его размахом, самобытностью, полным отсутствием показухи и туристической составляющей, шёл в гостиницу и всё думал над одним единственным вопросом.

А вот Горка, - думал я, - это некий фундамент для возрождения традиций, что были утеряны в разных уголках России по разным причинам, или всё же один из последних островков самобытности, который со временем потонет и растворится в море современности и глобализации?

Как думаете?

На этом всё. За высотные фото уже традиционно благодарю Владимира Кезлинга, моего друга и попутчика в этом путешествии по Коми.

Понравилась статья? Спасибо, я старался! Ставьте, дорогие друзья, лайк и подписывайтесь на мой канал. Надеюсь, дальше будет только интереснее!

Отдельное спасибо, что дочитали до конца!