Найти тему
Флориан Блэк

"Супергруппа" Blind Faith - нежизнеспособный гибрид Traffic и Cream. Был ли шанс у Клэптона и компании?

Приветствую всех, заглянувших на огонёк. Сегодня мы обсудим вопросы веры. Причем самой опасной её разновидности, когда человек истово верит во что-то вопреки всем факторам, указывающим на обратное. Такую веру называют слепой - blind faith по-английски - и именно так окрестили свою новую группу несколько известных и уважаемых британских музыкантов в 1969 году.

-2

Тут, конечно, никак не обойтись без небольшой предыстории, которая началась с развала знаменитого трио Cream, случившегося в 1968 году. Этот ансамбль пал жертвой внутренних конфликтов, раздирающих группу, словно когти хищного зверя. Собственно, конфликтующих сторон было две: барабанщик Джинджер Бейкер испытывал глубокую личную неприязнь к басисту и вокалисту Джеку Брюсу, а тот от всей души отвечал ему взаимностью. Что касается гитариста Эрика Клэптона, то он старался держать нейтралитет, но обстановка в коллективе не могла его не удручать. Ненависть Бейкера к Брюсу имела давнюю историю: они раньше играли вместе в группе Грэма Бонда, и их конфликт доходил до того, что парни могли подраться прямо на сцене. Сойдясь снова в Cream, они поначалу попытались загладить прошлые разногласия, но вскоре искра разгорелась с новой силой, и тут вмешались меркантильные соображения. Группу-то основали Клэптон с Бейкером, но Брюс и его соавтор поэт Пит Браун снимали основные сливки с предприятия, так как писали почти весь материал, и соответственно, гребли лопатой немаленькие авторские отчисления. "Они украли у нас с Эриком Cream!" - провозглашал Бейкер, пылая гневом. Однако горькая (для него) правда состояла в том, что те ребята постоянно приносили готовые, причем классные, песни, а вот Бейкер и Клэптон испытывали с этим трудности. Этим двоим ничего не стоило замутить джем минут на сто, со всякими наворотами и виртуозной игрой, но вот сочинить внятную песню с четкой структурой, риффом и цепляющим припевом было для них настоящей проблемой. А у Брюса и Брауна это получалось на раз-два, и все хиты принадлежали им. В конце концов отношения стали совершенно невыносимыми, и Cream, группа с высочайшим потенциалом, распалась, прожив всего 2 года. Goodbye, Cream!

-3

С распадом Cream жизнь, естественно, не кончалась. Эрик Клэптон в свои 23 года уже был чуть ли не ветераном, имел славу и деньги, но оставался по сути юнцом с неустойчивой нервной системой. Ещё моложе был дружок Клэптона по имени Стив Уинвуд, с которым Эрик начал коротать свободное время, попивая пивко и музицируя. Двадцатилетний Уинвуд умел играть на разных инструментах, а кроме того, являлся одним из топовых британских вокалистов того времени. В 1963 году, пятнадцатилетним мальчишкой, он вошел в состав Spencer Davis Group, а четыре года спустя стал одним из основателей славного коллектива Traffic. Между этими событиями Клэптон и Уинвуд поиграли вместе в недолговечном составе Powerhouse, который распался, записав несколько песен, но ничего не выпустив. На этот раз приятели не строили далеко идущих планов, но об их студийных посиделках проведал Джинджер Бейкер, и в его рыжеволосой голове сразу поселилась идея собрать новую группу. Бейкеру нравилось играть с Клэптоном, к тому же они хорошо ладили друг с другом, а Уинвуд вполне годился как замена Джеку Брюсу: пел он не слабее, даже голоса у них были похожи, да и талантом Стив не был обделён. Правда, Уинвуд имел обязательства перед Traffic, но с юношеским легкомыслием решил ими пренебречь - перспектива участия в "новых Cream" показалась ему гораздо привлекательнее. Менеджеры музыкантов с готовностью изъявили желание поддержать многообещающий проект, рассчитывая срубить немало бабла на очередной "супергруппе". После трёх месяцев репетиций и сочинения материала коллектив, ещё не имеющий названия, отправился в студию записывать альбом, пригласив в состав бас-гитариста Рика Греча из Family. Продюсировать запись был назначен американец Джимми Миллер, уже работавший с Уинвудом над песнями Traffic. Когда выпуск пластинки был анонсирован в прессе, предварительные заказы на альбом превысили миллионную отметку. Узнав об этом, Клэптон предложил назвать группу "Слепая вера" - он был потрясён, что такое количество людей готово приобрести пластинку, не зная, что на ней записано. Сам Клэптон был совсем не уверен в успехе, поскольку альбом готовился в спешке, и репертуар группы был довольно скудным. Но менеджмент торопился ковать железо, не отходя от кассы, а потому погнал музыкантов в летнее турне по США, даже не дожидаясь выхода диска, который лёг на прилавки в августе 1969 года.

-4
-5
-6

На обложке альбома красовалось изображение полуобнаженной 11-летней девочки, держащей в руках модель "шаттла", и её чахлая недозрелая грудь напрягала цензоров по всему миру, которые как только её не заклеивали. Американские издатели поступили более решительно и вместо сомнительной картинки, не мудрствуя лукаво, поместили на лицевую сторону фотографию группы. Такой же недозрелой, как и девушкин бюст, оказалась и музыка, записанная на диске. Группа виртуозов представила всего шесть композиций, в том числе пятнадцатиминутный джем-сейшен Do What You Like под предводительством Джинджера Бейкера с длинным барабанным соло и прочими прелестями. Основное бремя сочинительства предсказуемо легло на юные плечи Стива Уинвуда, который смог выдавить из себя только три композиции. Хорошую песню Presence Of The Lord представил Клэптон, но на большее его не хватило. Пришлось заполнять оставшееся место кавером на мусорную песенку Well All Right из репертуара Бадди Холли и уже упомянутым бейкеровским джемом. И хотя альбом занял первое место в чартах по обе стороны Атлантики, Клэптон ощущал такое разочарование, что во время американских гастролей проводил всё свободное время с сопровождающим группу дуэтом Delaney & Bonnie, выступавшим на разогреве. На концертах ему приходилось играть длинные соло, показывать свою виртуозность и работать рок-звездой, а Эрик был сыт этим по горло. Не обладая менталитетом Джимми Пейджа или Ингви Мальмстина, Клэптон мечтал уйти в тень, чего на некоторое время и добился. Доиграв турне, он договорился с Уинвудом о завершении сотрудничества, присоединившись к Delaney & Bonnie в качестве простого аккомпаниатора. Бейкер был очень расстроен таким поворотом дел и уболтал Уинвуда с Гречем продолжать совместную работу под флагом Ginger Baker's Air Force, где вознамерился играть джаз-рок. Однако Уинвуд вскоре дезертировал из рядов военно-воздушных сил и начал записывать сольный альбом, что привело к возрождению группы Traffic, с которой у Стива получилось лучше. Так рассеялась Слепая Вера.

В завершение попробуем всё же ответить на вопрос, вынесенный в заголовок статьи: был ли у Blind Faith шанс на более успешную карьеру? Основным камнем преткновения на пути группы стал недостаток качественного материала, в чём музыканты винили менеджмент, который не дал им достаточно времени на подготовку. Доля истины в этом есть, но стоит признать, что группе катастрофически не хватило сильного и в то же время плодовитого автора. Такого, каким был Джон Фогерти в Creedence Clearwater Revival или Пит Таунсенд в The Who. Нельзя сказать, что Уинвуд сочинил плохие песни, но альбом получился каким-то разбросанным, не было в нём целостности, ощущения свежести и прорыва, чего можно было ожидать от такой компании. Из сильных индивидуальностей не получилось команды: каждый был как бы сам по себе, а раз в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет. Слепая вера тут не поможет, так что всё логично.

И тем не менее, какая-то притягательная недосказанность таится в музыке Blind Faith. Время от времени она заставляет доставать диск с полки, включать погромче и вслушиваться в знакомые звуки, гадая: а могло ли всё сложиться по-другому? Но ответа нет.