Найти тему
Издательство "Гангут"

Императорская яхта «Штандарт»

Императорская яхта «Штандарт» после вступления в строй
Императорская яхта «Штандарт» после вступления в строй


В
1892 году русское правительство для пополнения Добровольного флота заказало датской судостроительной фирме «Бурмейстер ог Вайн» новый пароход, который при необходимости можно было переоборудовать
в крейсер. Однако в
1893 году, когда корпус корабля уже стоял на стапеле, император Александр III, гостивший в Дании, неожиданно для всех принял решение переделать его в императорскую яхту.
В связи с вынужденной переработкой проекта постройка судна была прервана почти на полгода.
1 октября 1893 года вечерние газеты Санкт-Петербурга сообщили,
что в Копенгагене, на судостроительной верфи «Бурмейстер ог Вайн»,
в присутствии прибывших в Данию на яхте «Полярная звезда» импе-ратора Александра III, императрицы Марии Федоровны и цесаревича Николая была произведена закладка новой императорской яхты, способной отвечать задачам поддержания престижа России и величия императорского дома на международной арене. Временно управляющий Морским министерством генерал-адъютант А. К. Кремер издал
по Морскому ведомству приказ № 123, оповещавший о решении императора Александра III «…строящийся в Копенгагене пароход наименовать императорской яхтою “Штандарт”».
Закладка судна проводилась торжественно. Верфь была празднично украшена, а суда, стоявшие на рейде, расцвечены флагами. Императорскую чету и наследника привет­ствовали члены правления верфи и около тысячи рабочих, которым предстояло строить яхту. Оркестр «Полярной звезды» исполнил российский гимн, после чего император вбил первый гвоздь в символический киль будущей яхты.

Общее руководство постройкой корабля осуществлял датский корабельный инженер Нильсен. Для надзора за строительством «Штандарта» в Копенгаген командировали старшего судостроителя Николая Васильевича Долгорукова и капитана 1 ранга Василия Николаевича Фредерикса — командира яхты «Царевна», ставшего затем первым командиром «Штандарта».
Спуск новой яхты на воду был назначен на
26 февраля 1895 года
в день рождения Александра III (но он вскоре умер, так и не дожив
до этого события). На церемонии спуска корабля на воду присутствовала датская королевская чета во главе с кронпринцем Фридериком, представители дипломатического корпуса и государственные чиновники. Присутствовавший на церемонии адмирал Ф. В. Дубасов телеграфировал из Копенгагена в Петербург:
«Сегодня 26 февраля 1895 года, в 2 ч 15 мин императорская яхта “Штандарт”, невзирая на лед, замечательно плавно сошла на воду». Начало сдаточных испытаний «Штандарта» совпало с пребыванием
в Дании нового российского императора Николая II, который
3 сентября 1896 года побывал на яхте, подробно ее осмотрел и дал высокую оценку проведенным на ней работам. Особенно ему понравилась внутренняя отделка кают и салонов, выполненная по проекту датского художника
Л. Монберга, которого русский монарх наградил серебряными часами.
В начале того же месяца «Штандарт» при выходе в море развил скорость 17,5 уз. Однако испытания пришлось прервать, в связи с тем, что судно должно было участвовать в заграничном плавании в Англию вместе
с яхтой «Полярная звезда».
8 сентября 1896 г. Николай II впервые вышел
в море на борту «Штандарта». В Плимуте царская семья перешла
на «Полярную звезду» и уже на ней в сопровождении новой яхты направилась в Шербур для официального визита во Францию.

Носовое украшение императорской  яхты «Штандарт»
Носовое украшение императорской яхты «Штандарт»


Во время ходовых испытаний присутствовали русские специалисты, прибывшие в Копенгаген в октябре того же года. В приемо-сдаточную комиссию были включены инженер-механик полковник Владимир Петрович Ведерников (впоследствии, с
1896 по 1901 год — старший судовой механик императорской яхты «Штандарт»), флагманский инженер-механик Николай Алексеевич Пастухов; профессор, инженер-механик Федор Александрович Брикс и инженер-механик Александр Иванович Францкевич.
19 октября в море были проведены 12-часовые ходовые испытания. Машины судна работали плавно, без стука в подшипниках и травления пара через сальники цилиндров. Яхта уверенно развила ход в 22 уз (средняя скорость составила 21,13 уз). Экономический ход «Штандарта» был зафиксирован на уровне 14 уз, при задействованных 12 паровых котлах.
Условиями контракта с заводом-строителем предусматривалась установка на нем двух главных машин тройного расширения.
Их проектная индикаторная мощность определялась в 10600 л. с.
при частоте вращения гребных валов 91 об/мин. Однако на приемных испытаниях паровые машины яхты уверенно развили мощность
в 12 000 л. с.
Два котельных отделения «Штандарта» были оборудованы 24 котлами системы Бельвиля, изготовленными на Франко-Русском заводе в Санкт-Петербурге.
Проектная вместимость угольных ям составляла 680 т, а принятая
из расчета дальности плавания корабля экономическим ходом около
была 1400 миль (полным ходом — 1000 миль).

21 октября успешно прошли испытания всех вспомогательных механизмов, а 30 октября яхту поставили в док, для осмотра забортной арматуры и винто-рулевого комплекса.
После подписания комиссией акта о приемке судна, яхту «Штандарт» зачислили в состав Балтийского флота и причислили к Гвардейскому экипажу.

Устройство яхты «Штандарт»


Новая яхта «Штандарт» представляла собой двухвинтовое судно
с гафельным парусным вооружением, к которому позднее добавили брифок. Изящное по своей корабельной архитектуре, судно имело хорошие мореходные качества, а по отделке и оформлению интерьеров стало примером высокого художественного мастерства.
Императорская яхта «Штандарт» стала четвертым по счету кораблем, носящим это имя.
Главные размерения яхты, имевшей в нормальном грузу водоизмещение 5400 т, составляли: длина 128, ширина 15,4 м. Углубление в нормальном грузу и при нормальном водоизмещении: носом — 5,8, кормой — 6,6 м. «Штандарт» имел узкий длинный корпус. Острый клиперштевень, украшенный золоченой носовой фигурой летящего орла, придавал ему индивидуальность и подчеркивал стремительность лучшей в мире яхты, выделяясь среди других судов и привлекая к себе внимание.
Его корпус был выкрашен до ватерлинии черной голландской сажей
на олифе и покрыт лучшим каретным лаком. Дымовые и вентиляционные трубы «Штандарта» окрасили в палевый цвет, как и его подводную часть,
а верхнюю часть дымовых труб покрыли черной краской в виде широких колец.
Стальной корпус судна с двойным днищем, в междудонном пространстве которого размещался запас пресной воды, разделялся водопрони-цаемыми переборками на семь отсеков.
По бортам располагались угольные ямы, вмещавшие до 750 т угля.
На борту яхты разместили семь катеров, в том числе два больших «императорских» паровых катера.


Все судовые помещения были элекрофицированы. Жилые помещения
и рубка яхты отапливались пароводяными батареями системы Креля, кубрики — батареями парового отопления.
Для салютов на верхней палубе «Штандарта» установили восемь 47-мм пушек Гочкиса с никелированными стволами.
На всех мостиках яхты действовали электрические машинные телеграфы, а в штурманской рубке — и механический. Судовые помещения обеспечивались надежной телефонной связью. На яхте был установлен совершенный для того времени беспроволочный телеграф.
В период завершения строительства «Штандарта» закончилась служба императорской яхты «Держава». Решением морского командования вся мебель и каютное убранство с нее были назначены на вновь строящуюся в Копенгагене яхту. Однако это мероприятие, в основе которого лежало, вероятно, стремление сохранить уникальное убранство яхты «Держава», не было реализовано.
Когда имущество с «Державы» доставили в Копенгаген, на завод,
где строился «Штандарт», то наблюдающий за постройкой яхты старший судостроитель Н. В. Долгоруков, в довольно категоричной форме, направил в адрес Морского министерства рапорт, в котором отмечал,
что
«…значительная часть мебели красного дерева требует такого капитального ремонта, что несравненно выгоднее иметь вместо нее новую, менее громоздкую, нежели существующая, так как эта последняя даже не вмещается в предназначенные для нее каюты царской прислуги, в которой она только и могла бы быть установлена».

Все присланное пришлось возвратить в Петербург, куда вещи прибыли
в очень плохом состоянии (поломанными, с изодранной, в большинстве своем, обивкой мебели, дорогие зеркала и мраморные доски разбиты). Однако все старинное столовое обеденное серебро яхты «Держава» безоговорочно пополнило царскую столовую «Штандарта».
Для отделки императорских покоев на новой яхте использовался менее широкий набор ценных пород дерева по сравнению с его разнообразием на яхте «Полярная звезда». На «Штандарте» преобладало красное дерево, вишня, палисандр и орех.
Помещения, занимаемые вдовствующей императрицей, великими князьями и княжнами, были отделаны карельской березой и палисандром. В отделке столовой преобладал ясень, а коридоров — дуб, клен под птичий глаз и белый бук.
Стены и мебель в императорских жилых каютах облицовывались разноцветной кожей или обтягивались кретоном. По особому распоряжению Николая II золочение нигде не применялось. Для отделки помещений экипажа яхты в основном использовались дуб и сосна.
На просторной верхней палубе «Штандарта», покрытой тщательно пригнанными досками американского белоснежного тиса, вместо фальшборта смонтировали поручни из медных стоек с деревянным планширем, на которые во время качки для безопасности надевалась мелкая сетка из линя. На верхнюю палубу вели четыре трапа: два носовых (служебных) и два кормовых (парадных), причем правый кормовой трап считался царским. Кроме трапов, в корпусе яхты имелись два больших, герметически закрывавшихся порта, позволявших со средних площадок кормовых трапов входить прямо на
«царскую палубу» в районе люка машинного отделения, а также производить необходимые погрузо-разгрузочные работы.

«Штандарт» на Балтике. 1910-е годы
«Штандарт» на Балтике. 1910-е годы


Командный мостик находился на верхней палубе позади фок-мачты, непосред­ственно над рубкой с электрическим машинным телеграфом,
в которой также располагались каюта для ведения вахтенного журнала при стоянке «Штандарта» на якоре и походная каюта (кабинет и спальня) его командира. На командном мостике размещалась ходовая рубка,
в состав которой входили штурманское отделение и штурвальная рубка. Выше на легком ажурном мостике, рядом со штурвалом, связанным
с главным штурвалом в штурманской рубке, обычно находился вахтенный начальник. В рубке, кроме электрического и механического машинных телеграфов, находились телефоны судовой связи и аппарат для подводного улавливания маячных сигналов. Все рубки командного мостика были построены из темного красного дерева.
За надстройкой командного поста на верхней палубе шли котельные кожухи и основания двух корабельных дымовых труб. Вдоль бортов, напротив кожухов, размещались сетки для матросских коек. Между трубами, при одном из кожухов, были обустроены камбуз для команды, офицерская кухня, помещение для хранения хлеба и радиопост. Вокруг труб размещались вентиляционные раструбы котельного и машинного отделений яхты.
Сразу же за грот-мачтой на верхней палубе находился световой люк машинного отделения. Его зеркальные стекла предохранялись
от возможных ударов прочными никелированными решетками.

В кормовой части верхней палубы, на шканцах, традиционно для
императорских яхт, располагалась большая рубка (царская заластоловая), в которой могли разместиться 75 гостей. При входе в нее, на поперечной переборке, висело большое зеркало с жардиньерками для цветов.
В нем отражалась вся зала протяженностью 25 м, шириной 5 м и высотой
4 м, с большим обеденным столом и проходящей через столовую бизань-мачтой, на которой были укреплены электрические часы и большой образ Святого Великомученика Георгия Победоносца.
В конце залы-столовой стояло пианино, а у стен, облицованных белым кленом и голубым линолеумом, располагались диваны.
Тяжелые, массивные стулья, расставленные вокруг обеденного стола, были обиты синей тисненной шагреневой кожей. Во всю длину зала проходил световой люк, который вместе с боковыми окнами обеспечивал равномерное естественное освещение столовой в дневное время. Вечером помещение освещалось тремя большими хрустальными люстрами и настенными бра. Крыша зала служила прогулочной площадкой (
«променад-деком») и имела поручни. Рядом с царской столовой на палубе всегда стояли легкие плетеные кресла для отдыха
на свежем воздухе. Зал-столовая заканчивался на юте навесом,
под которым были установлены диваны и плетеные кресла.
От салона залы-столовой на верхней палубе трап вел вниз, на
«царскую палубу», в прихожую гостиной и приемного кабинета Николая II.
Из кабинета императора и салона открывался отличный вид на всю
палубу до самого бака.

«Штандарт» в праздники и в будни
«Штандарт» в праздники и в будни


«Царская палуба»
начиналась от носовой части яхты, где размещались брашпильное отделение, изолированная каюта с астрономическими часами, офицерские каюты, каюты старшего врача, минного офицера, судовых чиновников, капельмейстера оркестра Гвардейского экипажа, священника, двойная каюта старшего офицера яхты, каюты младших офицеров и механиков, вахтенных начальников, штурмана и ревизора. Между жилыми каютами располагалась офицерская кают-компания
со световым люком, за ней — находилось котельное отделение.
По одну сторону котельных кожухов размещались каюты для низших чинов императорского двора, а за ними — каюты флаг-офицера при флаг-капитане, две каюты (с ванной) флаг-капитана и каюта командира «Штандарта».
По другую сторону кожухов находились каюты гофмаршала, лейб-медика, дежурного флигель-адъютанта и министра Двора. Здесь же, при одном
из котельных кожухов, располагался
«царский камбуз» со световым люком, хлебопекарней, электрожаровней и помещением для хранения продуктов. За котельным отделением следовало машинное отделение
с люком для связи с верхней палубой. Вокруг люка было свободное пространство, в котором в холодное и дождливое время устраивали гостиную для царских особ.
Далее на главной палубе яхты располагались собственно царские апартаменты. Каждый блок кают императора, императрицы
и вдовствующей императрицы состоял из гостиной, спальни и ванной.
На этой же палубе находились столовая, салон, каюты великих князей.

В вестибюле царских апартаментов, отделанном красным деревом, находил походная церковь с иконостасом из светлого дуба, с богатой серебряной утварью. При церкви находилась судовая икона
«Хождение по водам Христа Спасителя» — подарок императрицы Александры Федоровны команде «Штандарта».
Вестибюль вел в гостиную их величеств, стены которой были обтянуты плотным шелком цвета морской волны. Из гостиной две двери вели
в кабинеты царя и царицы. Стены кабинета императора, обтянутые серым пергамоидом, придавали ему деловой и уютный вид. Кабинетная мебель красного дерева, обитая темно-зеленой кожей, изготавливалась мастерами по эскизам лучших специалистов. В спальне императора, интерьер которой был выдержан в темных тонах, находился мебельный гарнитур красного дерева с позолоченными бронзовыми накладками царских вензелей.
Кабинет императрицы был обит глянцевитым цветным кретоном
и укомплектован мебелью из палисандрового дерева. На ночном столике в спальне царственных особ стояли электрические часы, которые при зажигании света проектировали на потолке циферблат со стрелками
в увеличенном размере.
Из гостиной царской четы третья дверь вела в большую каюту цесаревича Алексея, которая при необходимости превращалась в учебный класс.
За царской гостиной, ближе к корме, располагались две каюты фрейлин.
Из апартаментов императрицы узкий трап вел вниз на третью (жилую) палубу, где в двух каютах располагались Великие княжны.
Эта палуба с иллюминаторами для естественного освещения
и вентиляции начиналась с носа яхты лазаретом для команды.
Далее располагались матросские кубрики, котельное и машинное отделения. За последним отделением, в корме, размещались свитские каюты и румпельное устройство.
На нижней палубе, на платформе, под командной палубой, находились хозяйственные отделения (с ледником для хранения провизии и вин), помещения для прислуги и душевые кабины. В носовой части нижней палубы яхты располагались грузовой трюм и пороховой погреб.

Продолжение статьи об Императорской яхте «Штандарт» читайте
в следующих публикациях нашего канала.

© Г. И. Зуев
Перед Вами фрагмент сборника "Мидель-шпангоут" №14/2008
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangu

Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий. Наш канал - молодой, нам очень важно ваше мнение и поддержка!