Найти тему

"Флорентийская чародейка" Салмана Рушди (Отзыв о книге)

Эта книга была первой книгой Рушди, которую я прочитала. Привлекла обложка, где было заявлено, что это современная классика.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Заинтересовал автор Ахмед Салман Рушди (англ. Ahmed Salman Rushdie — Салман Рашди, урду أحمد سلمان رشدی, хинди अहमद सलमान रश्‍दी) – британский писатель индийского происхождения, которого критика отнесла к магическим реалистам.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Магический реализм в литературе – явление, характерное для латиноамериканских авторов 20 века. Этот художественный метод граничит с фэнтези. Только произведения фэнтези нередко напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному, а в книгах магических реалистов магические элементы включены в реалистическую картину мира. Но это всё тонкости литературных жанров, интересующие в большей степени литературоведов. Думается, что простому читателю чаще важнее не определение жанра, а впечатление от книги. А с помощью каких приемов автор воздействует на нас - это уже вторично.

Мною прочитано множество книг, где присутствуют магические моменты (вещие сны, передача мыслей друг другу и т.д.), но роман Салмана Рушди потряс меня тем, что произведение являет собой историческое повествование, в котором предстают известнейшие правители (например, представители династии Великих Моголов), мыслители, незаурядные личности ("говорящие" имена – Макиавелли, Веспуччи, Медичи и др.). Автор рисует реальные картины: политические споры, распри, войны, знакомит нас с основными событиями то в Азии, то в Европе. Наряду с этим, как само собой разумеющееся явление, в романе, например, призрак Джодха живет среди реальных людей. На страницах "Флорентийской чародейки" соседствуют реальность и мир грёз, правда и вымысел, известные люди и герои легенд. Переплетение реального и вымышленного настолько причудливо, что напоминает восточную сказку.

-3
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Эта захватывающая книга невольно напомнила мне памятник средневековой арабской и персидской литературы, собрание сказок и новелл, обрамлённое историей о персидском царе Шахрияре и его жене по имени Шахерезада. Занимательная фабула, художественная последовательность и характерная особенность восточной литературы – наличие мудрых мыслей, афористичных фраз и выражений. О вещах сложных порой написано настолько точно, тонко и изящно, что это вызывает восхищение. Просто поражаешься умению атора соединить воедино исторические познания, философские воззрения и знание человеческой души.

Салман Рушди, несомненно, знаток истории, безусловно, мастер художественного слова, писатель от Бога, человек, наделённый безграничной фантазией. Именно такой своеобразный альянс (если уместно так выразиться) истории и литературы, реальности и вымысла завораживает читателя, побуждает к мыслительной деятельности.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Созданный автором образ мистической Анджелики позволил талантливому автору создать не просто семейную сагу, а настоящий многоплановый роман с широким географическим и историческим охватом событий. Благодаря этому вымышленному образу удалось осуществить связь времён, людей, стран, определить жизненный путь и судьбу главного героя, загадочного человека с тремя именами, который рассказал свою историю (схожую со сказками Шахерезады), открыл свою тайну великому герою своего времени – хундистанскому правителю Акбару.

Надо сказать, что златовласый молодой человек условно назван мной главным героем. У разных читателей может вполне обоснованно сложиться мнение, что в книге вовсе не он главный герой. Порядка дюжины персонажей вполне могут заслужить это определение. Для кого-то главным героем является хранитель вселенной Акбар, для других –Флорентийская чародейка (тем более, что книга названа именно так), не менее важен и образ итальянского мыслителя и писателя Никколо Макиавелли. Возможно, центральными персонажами являются три друга-флорентийца: Антонио Аргалью, Никколо Макиа и Аго Веспуччи, ведь тема "жили-были трое друзей" пронизывает всё повествование. В этом романе определять главного героя каждый читатель волен самостоятельно, на свой взгляд.

Произведение многогранное и сложное, пересказать его невозможно и не должно. Оно неповторимо. Только очень уж мне хочется познакомить вас с некоторыми цитатами, что позволит вам на минутку заглянуть в этот особый мир Рушди, прикоснуться к его стилю, языку.

Он мог смотреть сны на семи языках: на итальянском и испанском, на арабском и персидском, на английском, русском и португальском. Он подцеплял языки, как моряк - дурные болезни. Они липли к нему сами собой, словно гонорея, сифилис, чесотка, горячка, цинга или чума.
Человеческий дух, как бы велик и благороден он ни был, иногда может испытывать муки голода, как последний нищий.
Тайные желания терзают дух человеческий, постоянно иссушают его и в конце концов лишают всяких сил.
На вратах своей усыпальницы он велел высечь слова, которые будто бы принадлежали Иисусу из Назарета: Этот мир — всего лишь мост. Переходи через него, но не возводи на нем дом свой. Даже этому принципу он не последовал: построил себе не дом, а целый город. Кто полагает, что в его распоряжении час, рассчитывает быть вечно. Этот мир — всего лишь час. Остальное нашему взору недоступно.
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников
«Острый язык способен ранить куда серьезнее, чем самый острый меч», — думал император.
Идеи — они как морской прилив или фазы Луны: когда приходит их время, они появляются, растут и крепнут, а затем, с оборотом большого колеса, теряют силу, блекнут и исчезают вовсе.
"Лишь приняв реальность смерти, мы способны понять, что такое жизнь", — изрек Акбар.
Человек — это центр, это верх и низ, это все, что вокруг; человек — это ангел и дьявол, чудо и грех; есть лишь человек — и нет ничего выше его.
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников
Если верховная власть – это вопль, то существование всех остальных – эхо, отзвук этого вопля. От него простые люди глохнут.
... какие бы сюрпризы ни преподносила жизнь, хорошая ночка с красоткой обычно ставит всё на свои места.
Она в совершенстве овладела искусством видеть лишь желаемое, а это самое важное, если хочешь принадлежать к хозяевам жизни, а не к жертвам.
«Если во сне ты устремляешься на поиски любви, это верный признак того, что ты ее утратил», — проснувшись поутру, подумал император.
Свет прошлого, если его направить под верным углом, способен осветить настоящее лучше самой современной лампы. Величие — это тот же олимпийский огонь, который передают друг другу из рук в руки самые достойные. Александр Великий равнялся на Ахиллеса, Цезарь — на Александра… Такого же рода и огонь понимания сути вещей. Знание — не врожденное свойство ума, а полученное от кого-то и рожденное заново. Что есть мудрость? Передача знаний от одной эпохи к эпохе, следующей за нею. Бесконечная цепь перерождений знания приводит к мудрости. Все иные пути — дикость, варварство.
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Издатели в характеристике указывают возрастные ограничения: 12+. Позволю себе с этим не согласиться. В романе отдельные эпизоды совершенно не предназначены для чтения подростков (имею ввиду эротичные сцены на грани порно). В оценке инцеста у автора также нет однозначного мнения...

На мой взгляд, книга придётся по нраву людям с определённым жизненным опытом, достаточно начитанным.

Желаю приятного чтения и новых открытий!

В отзыве использованы фотографии из открытых интернет-источников.

Если Вас интересует эта статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на мой канал .

Ваше мнение очень значимо для развития канала на Яндекс. Дзен и мотивирует автора создавать новые публикации.