Нет человека вне политики. Как бы мы к ней не относились. Даже неучастие в ней – это тоже форма отношения. В школе, как и в любом месте периодически обсуждаются политические вопросы. В этой статье я не буду говорить о разговорах между учителями. Это не тема для публичного обсуждения. Коллеги - люди взрослые, со своими убеждениями, основанными на обширном жизненном опыте. Их позицию пониманию и принимаю, не зависимо от того, как она соотносится с моей.
Я же больше хочу поговорить о то, как разговаривать с учениками о политике. Тема острая прецедентов за последние годы было много. И не всегда споры идейные конфликты между обучающимися и педагогами заканчивались позитивно для обеих сторон. Уверен слышали о подобном. Конкретные случаи приводить не буду, а то мало ли что.
В основном я веду уроки истории и обществознания. И в том и в другом предмете без политики никак. Если в истории можно просто сослаться на факт или сказать, что так исторически сложилось, то в обществознании это не пройдет.
В обществознании есть целый блок «Политика». Несмотря на то, что там в основном общая теория, примеры нужно приводить. И учеников нужно этому учить. Любая тема там вызывает активное обсуждение и шквал вопросов, особенно в 11 классе. Важно научиться не давать никаких оценочных суждений. Если ученики сами спросят ваше мнение, то ладно, ФЗ «Об образовании» не запрещает. Но тоже в рамках здравого смысла. Ученики часто эту оценку принимают как истину в последней инстанции, особенно, если она хорошо аргументирована. А потом они об этом распространяются везде: расскажут друзьям, родителям, на ЕГЭ напишут. Потом сидишь в предметной комиссии, проверяешь, и понимаешь, что ответ на три балла или на три года. Будьте осторожны, пожалуйста.
Откуда интерес у школьников к политике? Возраст играет не последнюю роль. С психологией подростка мы с вами знакомы: максимализм, особая эмоциональная восприимчивость, критическое отношение к старшему поколению, нигилизм окружающей действительности и пр. Мнение и родителей играет огромную роль. Взрослые бывает сидят и просто обсуждают что-то на эмоциях, а ребенок принимает за чистую монету.
Ученики старших классов, может и выборочно, но активно следят за происходящим в стране и в мире. Кругозор какой-то складывается и вопросы тоже возникают. А ответов либо никто не даёт, либо даёт такие, которые кому-то выгодны. Огромная ответственность лежит на СМИ. Много кричащих заголовков, а на деле тенденциозность и предвзятость (без исключений).
Чему же учить и как? Для себя выработал простое правило: сперва понимание, потом критика. Разбираем избирательные системы на уроке (к примеру). И началось: власть у нас такая, порядок такой-то ... Ну вы знаете. Когда доходим до таких тем, всегда начинаются дискуссии. Это хорошо, что ученики хотят обсуждать и порой аргументы приводят, позицию свою отстаивают; этому мы и должны учить. В такой ситуации я привожу несколько аргументов в подтверждение их слов, а потом столько же аргументов в опровержение. И задал вопрос: «Теперь понятно как оно на самом деле». Никому не понятно. Не бывает в политике простых ответов.
Я и сам для себя ещё со многими политическими реалиями не определился. Но нельзя критиковать то, что не знаешь и не понимаешь. Политика на практике – это очень сложная вещь. Общество – это система. А любой системой, особенно такой сложной управлять крайне трудно. Трудно удерживать её в стабильном состоянии и ещё труднее куда-то направить. Вот, что нужно донести до учеников. Неизлечимо больного порой легче вылечить, чем в обществе какую-то проблему решить. И не только опыт нашей страны. В других не лучше. А трава сами знаете, где зеленее.
Я часто работаю на классах с углублённым изучением гуманитарных дисциплин. Часов обществознания много. И если я вижу, что есть те, до кого вышеописанная мысль не дошла. Я выделяю один-два часа и рассказываю ученикам о современной политической философии: от неолиберализма и конструктивизма до неомарксизма и либертарианства. Зачем? Даже небольшого знакомства с этими теориями достаточно, чтобы понять всю сложность таких понятий, как свобода, власть, государство. После этого вопросы заканчиваются, дискуссии тоже и начинается осмысление происходящего. Пусть учатся думать, пусть знакомятся с разными точками зрения. Только так они смогут найти для себя тот ориентир, который им близок, а не навязан кем-то.
Бывают особые случаи. Если вам задали какой-то каверзный или очень спорный вопрос, то лучше обсудить наедине, не на уроке. Детально, обязательно сказав, где ваше мнение, а где факты. Если не можете ответить. Не отвечайте, но скажите ученику честно, почему не отвечаете. Может ответ на вопрос подразумевает то, что говорить детям просто нельзя (бывает такое). Если не знаете ответа на вопрос, честно об этом и скажите. И не пытайтесь врать – чувствуют, а доверия потом к вам не будет.
Как вы справляетесь с такими вопросами? Пишите в комментариях.
И не забывайте подписываться на канал.