Будучи в Мичуринске и знакомясь с достопримечательностями этого славного города мы, после осмотра Боголюбского кафедрального собора (о котором подробно рассказывали в нашей предыдущей публикации, посвященной Козлову),
направляемся к дому №88 (располагается в шаговой доступности от храма), с которым тесно связано название улицы, на которой мы сейчас находимся (ул Герасимова) и вот перед нами мемориальный музей-усадьба известного художника, президента Академии художеств СССР Александра Михайловича Герасимова.
Войдя во двор
мы оказываемся перед входом в небольшой особняк, построенный в 1886 г. отцом художника - Михаилом Сафроновичем.
"Отец мой Михаил Сафронович и мать Евдокия Яковлевна оба родились крепостными. Был мой отец когда-то ключником в бане, потом стал приказчиком, или, как тогда говорили, ходил в "молодцах", а в тридцать лет завел собственную торговлю (на юге он покупал лошадей и в Козлове перепродавал их на площади)..."
В этом доме, который являлся фактически единственным активом Герасимовых, будущий художник провел свои детские и юношеские годы (с 1886 по 1903).
"Детство свое я помню хорошо с того времени, когда меня семилетним мальчуганом отдали в церковно-приходскую школу (1888 г.)..."
После школы было уездное училище. В это время Александр Герасимов начинает увлекаться рисованием. В Козлове открывается художественная школа С.И. Криволуцкого (выпускник Петербургской художественной академии), но
"Школу Криволуцкого я не мог посещать, так как это значило бы оставить отца без единственного помощника. Однако я иногда заглядывал в художественную школу и смотрел, как работают ученики Криволуцкого. Однажды я показал ему несколько копий, сделанных мной с репродукций. - Бросьте заниматься этой ерундой. Поезжайте в Москву поступать в школу живописи, - сказал, как отрубил, Сергей Иванович..."
Александр прислушался к совету мастера и вскоре, вопреки воли родителей, отправился в Москву, где с успехом выдержал вступительные экзамены в Московское училище живописи. Спустя 12 лет учебы Александр Михайлович становится обладателем сразу 2-ух дипломов: художника 1-ой степени и архитектора. В 1915 г. Герасимова призывают в армию (служил в санитарном поезде) и уже в конце 1917 г. (после демобилизации) он со своей семьей возвращается в отчий дом.
"Первое, что я сделал в Козлове, это собрал всех, кто мало-мальски умел держать кисть в руках - учителей рисования и просто любителей живописи - в "Коммуну творчества козловских художников". Мы писали плакаты, панно, кинорекламы, оформляли все революционные праздненства, делали оборудование для передвижных театров и вместе с ними ездили по деревням, где зарождались сельские клубы, клубы-читальни. Устраивали художественные выставки даже в самое неблагоприятное время, например, осенью 1918 г. открыли две выставки..."
В 1925 г. Герасимов возвращается в Москву и вступает в Ассоциацию художников революционной России. К 40-ым годам прошлого века художник нашел свое место в соцреализме и становится "придворным живописцем Кремля" (большинство из 300 портретов художника посвящены деятелям партии и правительства того периода) - любимцем самого Сталина. В 1943 г. А. М. герасимов одним из первых получает звание "Народный художник СССР", а в 1947 г. становится первым президентом Академии художеств СССР.
После смерти Сталина Герасимов попал в опалу к Хрущеву (во время кампании по борьбе с культом личности): художник был освобожден от всех своих постов, а его работы были изъяты из музейных собраний.
Однако, правители приходят и уходят, а искусство остается. Так случилось и с работами А.М. Герасимова (кстати, кроме портретов у художника было много работ, выполненных и в других жанрах), которые после смещения Хрущева снова стали востребованными и вошли в золотой фонд советского изобразительного искусства.
Проживая в Москве А.М. Герасимов неоднократно посещал Мичуринск (родной дом), где плодотворно занимался своим творчеством. Последний раз он был в городе в 1961 г. (за 2 года до своей кончины).
В 1977 г., в память о заслугах художника, его бывший дом приобретает статус мемориального Дома-музея, на базе которого в 1988 г. создается уже мемориальный Музей-усадьба А.М. Герасимова.
После короткой исторической справки мы направляемся в дом художника, где для осмотра доступны пять помещений: два на первом этаже и три на втором.
В первой комнате, кроме мебели конца XIX - начала XX вв.
мы встречаем радиоприемник, подаренный А.М. Герасимову К..Е. Ворошиловым в 1942 г. (когда маршал посетил художника в Мичуринске).
На полках книжного шкафа, за портретом Герасимова работы В.А. Серова,
книги из личной библиотеки хозяина дома (среди них много иностранных словарей: А.М. Герасимов самостоятельно выучил польский, французский, немецкий, английский и испанский языки).
Переходим в следующее помещение, которое условно можно назвать гостиной. Здесь мы видим ломберный столик для игры в карты, над которым располагается картина "Портрет Герасимовой" (работа И. Еханина), набор мягкой мебели (диван и два кресла, обитые плюшем),
а вдоль противоположной стены - немецкий рояль "Арнольд Фибигер",
возле которого находится знаменитое зеркало - "действующее лицо" многих его полотен.
Пройдя мимо картины "Летом в поле" со следующими комментариями автора:
"Мою любовь к живописи питал аромат родных полей и степей"
мы поднимаемся на второй этаж особняка и попадаем в комнату родителей художника - небольшое помещение с" классической" обстановкой (трюмо, металлическая кровать, настенный ковер, платяной шкаф, кресло). При входе, с левой стороны, мы видим картину А.М. Герасимова "За чаем" (на ней изображены родители художника).
Переходим в столовую,
где над диваном между работ А. М. Герасимова ("Автопортрет" и "Портрет Л.М.Герасимовой") "затесалась" "Сирень" Г.А. Герасимовой - дочери мастера.
Из столовой мы попадаем в следующее помещение - зал (гостиную).
Именно в этой комнате происходили все основные встречи А.М. Герасимова с его друзьями.
За этим столом он когда-то вместе с Ворошиловым (в 1942 г.) обсуждал ситуацию на фронтах войны
и немым свидетелем этой беседы были старинные швейцарские часы фирмы "Мозер", которым уже более 120 лет.
Мы покидаем дом художника, но не следует забывать, что с 1988 г. территория, на которой мы находимся имеет статус "музей-усадьба". Следовательно, кроме дома должно быть еще что-то.
И этим "еще что-то" является Выставочный зал площадью более 800 кв.м., открытый к 100-летию со дня рождения художника, в 1981 г. В нем представлено самое большое (в нашей стране) собрание произведений А.М. Герасимова ( 141 полотно), но, к сожалению, фотографировать внутри запрещено...
На этом мы покидаем стены "Музея-усадьбы"
и направляемся в другие знаковые места Мичуринска...