Экспозиция — это, по сути, количество излучения, которое получает светочувствительный элемент в вашей камере, когда формирует изображение.
То есть, это количество света, которое попадает на матрицу вашей камеры.
Больше света — кадр светлее, меньше — темнее, всё логично.
На экспозицию влияют три параметра вашей камеры:
- диафрагма,
- выдержка,
- ISO.
О них мы и поговорим, и разберёмся с тем, как это работает.
ISO
ISO — это светочувствительность материала — матрицы в цифровой камере или же плёнки.
И, хотя в физическом смысле, в цифровой камере и в плёночной происходят разные процессы, само явление обозначается термином ISO в обоих случаях.
Существуют стандартные значения ISO: 100, 200, 400, 800 и так далее — они показывают изменение экспозиции, то есть дают нам возможность понять чувствительность матрицы при конкретном параметре, её способность принимать свет.
Чем выше число ISO, тем меньше света нужно камере, чтобы создать кадр.
Но так как чувствительность матрицы в цифровых камерах повышается за счёт усиления сигнала, получаемого с датчиков, а не за счёт химических процессов (как в плёночных камерах), то с повышением ISO мы получаем цифровые шумы.
Лучше всего держать светочувствительность на том значении, которое является нативным для вашей камеры.
Большее ISO = больше света, но = больше шума.
Выдержка
Выдержка — это время, в течение которого свет поступает на матрицу камеры.
Выдержка так же контролирует движение в кадре:
- Чем длиннее выдержка, тем более размытым выйдет движение в кадре,
- Чем короче — более чётким.
Обозначения выдержки (1/15 секунды, 1/60 секунды и т.д.) прямо показывают нам, в течение какого количества времени свет падает на матрицу.
Математика говорит нам, что чем большее число стоит в знаменателе дроби, тем короче будет выдержка.
Большее число = меньше света = более чёткое движение в кадре.
Диафрагма
Диафрагма — площадь отверстия, через которое свет попадает на матрицу камеры.
Таким образом, свет можно контролировать тремя способами:
- уменьшать и увеличивать время воздействия (через выдержку),
- уменьшать и увеличивать площадь луча света (через диафрагму)
- изменять чувствительность самой матрицы — через изменение параметра ISO.
Диафрагма не только дозирует свет для экспозиции, но и так же отвечает за глубину резкости кадра.
Диафрагма обозначается f/1, 1.4, 2, 2.8, 4 и т.д.
- Чем больше число — тем больше закрыта диафрагменная «дырка», тем меньше света упадёт на матрицу.
- В то же время, чем меньше отверстие диафрагмы, тем глубина резкости больше.
Соответственно, большее число диафрагмы = меньше света упадёт на матрицу = больше глубина резкости и менее размыт задник.
Всё это говорит нам о том, что стараясь получить необходимое количество света для кадра, мы должны воспользоваться не каким-то одним параметром, выкрутив его на максимум, а точно знать, как именно изменять все три параметра (так называемый, треугольник экспозиции), чтобы регулировать не только количество света, но и не разрушить остальную картинку.
Изменения экспозиции
Изменять экспозицию лучше в ручном режиме.
При автоматических настройках вы скорее всего получите совершенно не тот результат, который вам необходим.
Изменения экспозиции принять измерять в стопах:
Один стоп — это изменение света (его уменьшение или увеличение) в два раза.
- Если на шкале экспозиции на вашей камере, текущее положение экспозиции находится левее от центра — ваш кадр недоэкспонирован, он получит мало света и будет слишком тёмным.
- Если же правее — то ваш кадр переэкспонирован, он получит слишком много света и будет слишком светлым.
И в том, и в другом случае вы не только теряете красивый и правильный внешний вид кадра, но и важную цифровую информацию в светлых и тёмных участках из-за отсутствия которой, картинка на постпродакшне «посыпется».
Если мы хотим изменить экспозицию на один стоп (изменить количество света в два раза), используя светочувствительность матрицы, то цифру ISO нам нужно увеличить или уменьшить в два раза.
Берём ISO 3200 и уменьшая на стоп — получаем ISO 1600, увеличивая на стоп — получаем ISO 6400.
Если мы хотим изменить экспозицию с помощью выдержки на один стоп (опять же, изменить количество света в два раза), то нам так же нужно умножить или поделить выдержку на два.
То есть, у нас 1/50, уменьшая на стоп — получаем 1/100 (меньше света), увеличивая на стоп — получаем 1/25 (больше света).
С диафрагмой всё немного иначе. При изменении диафрагмы на один стоп мы изменяем количество света не в 2 раза (как у ISO или выдержки), а в 1.4 раза, ниже объясним почему.
Кроме того, по факту — все три значения (диафрагма, выдержка и ISO) в большинстве камер меняют экспозицию именно на 1/3, 2/3 стопы или на целый стоп.
Шаг экспозиции, таким образом, у нас равен 1/3.
Поэтому нельзя «прикрыть дырку диафрагмы на пол стопа» — так просто-напросто не меняются значения в камерах.
Вернёмся к диафрагме.
Диафрагменное число означает отношение фокусного расстояния к диаметру отверстия диафрагмы.
А количество света, проходящего через диафрагму, зависит от площади отверстия диафрагмы, то есть от площади круга, открытой дырки.
Площадь круга диафрагмы, в свою очередь, квадратично зависит от радиуса окружности (помните, наверное, ещё со школы, что S=πr^2).
Именно поэтому (из-за квадратичной зависимости) один стоп диафрагмы равен не двум, а 1,4.
Поэтому, если мы хотим изменить диафрагму на один стоп, то мы умножаем или делим диафрагменное число на 1,4.
- То есть, изменить диафрагму f/1,4 на один стоп — это получить f/1 или f/2 (1,4 х 1,4 = 1,96 ≈ 2) (поделили или умножили).
- Изменить диафрагму f/2 на один стоп — это получить f/1,4 или f/2,8 (1,96 х 1,4 ≈ 2,8) (опять поделили или умножили в зависимости от того, нужно нам больше света или меньше).
Таким образом, если вы смотрите на значение экспозиции на экране вашей камеры и оно располагается слева от центра, например, на значении -1, то вам нужно увеличить экспозицию на один стоп.
Это можно сделать:
- либо увеличением ISO в два раза (было 3200 — стало 6400),
- либо увеличением выдержки в два раза (было 1/50 — стало 1/25),
- либо уменьшением диафрагмы в 1,4 раза (было f/2 — стало f/1,4) в зависимости от того, что вам больше подойдёт в вашей ситуации.
Теперь, надеемся, вам будет проще разобраться с этими тремя зверями, которые по разному влияют на количество света в вашем кадре.
Но не забывайте, что каждый из них влияет не только на свет.