Сотворив мир, Господь создал людей и в отличие от животных наделил их бессмертной душой, а также сознанием и свободой. Свобода выбора была дана людям для того, чтобы они могли любить, так как истинная любовь невозможна без свободы и сознания. Безмерно возлюбив созданных
им людей, Всевышний и их одарил возможностью приобщиться к этому величайшему благу — любви.
Именно это внесло смысл в жизнь Адама и Евы — они смогли любить все, созданное Господом, любить своего Творца и любить друг друга. Любовь стала чувством, сближающим любящих. И поэтому истинным смыслом человеческой жизни стало стремление быть ближе к своему Богу.
Но предоставленная людям свобода выбора обернулась для Адама и Евы трагедией: выбрав самостоятельность и независимость от своего Творца, они предали любовь. Грехопадение первых людей стало тем, что отдалило их от Бога, нарушило их единство с Ним Источником жизни всего сущего является Господь.
Будучи приближенными к нему, первые люди не знали смерти, они могли наслаждаться вечной жизнью. Но, отдалившись от Господа — источника жизни и любви, они получили смерть. И не только смерть физическую, связанную с болезнями и старостью, разрушающими тело. Потеряв источник истинной любви, люди обрели и смерть духовную — утрату способности любить и сострадать ближнему, утрату чистоты в отношениях между людьми.
Духовными болезнями, приближающими такую смерть, стали гордость, лукавство, зависть, ненависть. Все беды человечества, вылившиеся в войны и уничтожение целых народов, причиной своей имели именно это удаление людей от Господа и утрату источника истинного света и любви.
Но сам Господь не утратил любви к сотворенным им людям и именно сила этой любви и стала средством спасения для человечества. С самого мига грехопадения человечества Господь подготавливал его к освобождению от греха и возвращению к любви. В первой части Священного Писания — Ветхом Завете — именно этой подготовке израильского народа уделено большое внимание.
Моментом спасения человечества от греха стал миг Боговоплощения — принятия Божественной сущностью облика человека и рождения Богочеловека — Иисуса Христа от Девы Марии. Являясь реальным воплощением Божественного и человеческого начал, Христос принял на Себя всю тяжесть грешного человеческого естества, которое Он мог
исцелить только при помощи наполнявшей его Божественной сущности. Этим воссоединением земного, человеческого с Высшим, Божественным и совершилось таинство спасения.
Спаситель человечества Иисус Христос в своей земной жизни проповедовал людям истину, являл чудеса Божественной благодати и милосердия, призывал людей к чистоте и любви. О Его чудесной жизни позже рассказали в Евангелиях его ученики. Но Богочеловек вызывал зависть и недовольство тех, кто не искал пути выхода из тупика греховной жизни. Он был осмеян иудеями, схвачен, осужден на смерть как преступник и распят на кресте.
Умертвив человеческое тело, убийцы не смогли умертвить бессмертный дух того, кто сам был источником жизни. Поэтому смерть и ад были попраны Господом. Победой над смертью, как духовной, так и физической, и торжеством вечной жизни стало Воскресение Христа на третий день после распятия. С этого момента господство смерти и ада над человечеством было разрушено. Этот миг торжества любви и жизни весь христианский мир отмечает в день празднования Пасхи.
По прошествии сорока дней после Воскресения Христос вознесся на небеса, а на пятидесятый день ученикам Спасителя был ниспослан Святой Дух. С этого дня все, принявшие веру во Христа, стали одной Христовой церковью. Это день стал праздником Пятидесятницы.
Единая Христова церковь может пониматься как своеобразный богочеловеческий организм, в котором соединением Господа с людьми происходит освящение всей земной жизни и продление ее в жизни вечной. Соединяясь с Богом, приобщаясь к Нему как к источнику любви и жизни, они по его благодати и его силой получают избавление от смерти. Входя в лоно церкви, каждый уверовавший во Христа, удаляется от ада и приближается к Царству Божиему, становясь чадом Господним. Церковь Христова является воплощением Царства Божиего на земле.
Она становится тем, что объединяет людей, исповедующих одну религию — православную веру в Господа Иисуса Христа, объединяет их для церковной жизни, отправления христианских таинств и принятия крещения.
Крещение дает человеку не физическое здоровье, избавление от неприятностей или земной, жизненный успех.
Оно дает человеку в первую очередь возможность жизни вечной.
Таинство крещения — особый обряд в христианстве. Оно является первым в цикле семи христианских таинств. Церковное таинство — это священнодействие, во время которого невидимо и непостижимо для людей через определенные материальные предметы и видимые знаки на человека снисходит благодать Святого Духа.
По значимости для человека оно сопоставимо с таинством появления ребенка на свет. Ведь именно крещение становится новым рождением человека, рождением для жизни в лоне Православной церкви. Во время принятия крещения человек избавляется от бремени первородного греха, а нечистый дух изгоняется из его сердца.
Таинство крещения установлено самим Господом, и без него для человека невозможен вход в Царствие Небесное — «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие» (Ин. 3.5).
Во время всеобщего крещения народа в водах реки Иордан от Иоанна Предтечи принял святое крещение и Христос, освятив тем самым обряд. Перед вознесением на небо Спаситель заповедал своим ученикам: «Шедче научите вся языки, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» (Мф. 28.19).
Ко всем прочим христианским таинствам допускаются только крещеные люди. За некрещеного человека нельзя молиться в храме, за его здравие и упокой его души нельзя заказывать обедни, его нельзя отпевать после смерти.
В прежние времена на Руси нередко крестили новорожденного ребенка сразу же после первого послеродового омовения. Но чаще всего совершение этого таинства приходило на третий, восьмой или же сороковой день жизни младенца.
К крестинам готовились очень тщательно, выбирая для будущего христианина крестных родителей, подбирая ему подходящее имя, заранее готовили специальную крестильную одежду.
После совершения таинства нередко в семье устраивалось праздничное застолье. Таинство крещения совершается для очищения души человека. Но при крещении маленьких детей во все времена учитывалось то, что ребенок не может сознательно раскаиваться в грехах и верить в Бога. Поэтому по традиции, принятой в христианстве, у каждого принимающего крещение ребенка должны быть крестные родители, или восприемники.
Именно на них ложится ответственность за воспитание ребенка в духе православия. Поэтому к выбору крестных отца и матери родителям ребенка следует отнестись очень ответственно.
Ведь, как и при реальном поручительстве за человека, в случае невыполнения им своих обязательств отвечать и расплачиваться за него приходилось его восприемнику. Так и в христианстве — за совершение неблаговидного поступка крестника приходилось отвечать его крестным родителям, и не только перед лицом людей, но и перед Господом.
В первые века существования христианской веры были установлены определенные чины совершения всех христианских таинств. И в соответствии с чином таинства крещения для каждого принимающего крещение младенца приглашали только одного крестного родителя. Для младенцев-девочек это была крестная мать, а для младенцев-мальчиков — крестный отец.
Но по прошествии некоторого времени этот обычай несколько видоизменился, и сложилась традиция приглашать для каждого ребенка двух крестных родителей — отца и мать. Постепенно это стало обычным для Русской православной церкви. В настоящее время вполне допустимо и присутствие на совершении таинства крещения только одного крестного родителя, хотя в Средние века на Руси, по народным поверьям, это не допускалось.
Людей, пригласивших на крещение только одного крестного, могли обвинить в приверженстве католической вере. Присутствие же большего, чем двое, количества восприемников не допускалось в соответствии с церковным законом XIV в.
Первым и основным требованием, предъявляемым к крестным родителям младенца, является их осознанное исповедание православной веры. Естественно, что представители других конфессий не могут стать крестными родителями ребенка-христианина.
При этом от будущих крестных требуется благоговейное осмысления сути таинства крещения и понимание всей его значимости и святости, а также собственной ответственности. Ведь при крещении маленького ребенка именно вера его крестных становится своеобразным залогом его приобщения к православной вере, именно они являются ответственными за то, чтобы ребенок смог приобщиться к благодати Божией.
По традиции совершения таинства крещения в один из моментов совершения обряда (после отречения от лица принимающего крещение младенца от Сатаны) один из крестных родителей должен прочитать вместе со священником «Символ веры» — молитву, в которой кратко изложены все основные положения христианского вероисповедания.
Участием в таинстве крещения и регулярными молитвами о своем крестнике роль крестных в жизни малыша не ограничивается.
С момента вступления ребенка в лоно Православной церкви они должны принимать активное участие в его нравственном воспитании, заботясь о формировании высоких моральных качеств юной души.
Именно крестные должны позаботиться о том, чтобы младенец как можно чаще причащался тела и крови Господа Иисуса Христа. Особое внимание крестным следует уделять ребенку в подростковый период, когда все дети ищут ответы на главные вопросы бытия.
Естественно, что, взяв на себя ответственность за воспитание юного христианина, крестные родители всем своим образом жизни должны являть для крестника пример истинно христианского поведения.
Таинство крещения нельзя ни отменить, ни повторить еще раз, оно, как и физическое рождение человека, совершается единожды в его жизни. Поэтому крестные, взявшие на себя ответственность за духовное воспитание своего крестника, не могут отказаться от нее. И если в силу каких-то обстоятельств крестные родители не имеют возможности общаться со своим крестником, они должны постоянно возносить молитвы к Господу не только о здравии ребенка, но и об указании ему истинного жизненного пути.
Молитвы крестных родителей во все времена считались самыми сильными, способными отвести беду от крестника и отмолить любой его грех.
Родителям же следует очень разумно подойти к выбору крестных для своего ребенка. В древние времена на Руси существовала традиция приглашать в крестные людей, которые при необходимости могли бы позаботиться о ребенке, обеспечив не только его воспитание, но и существование. Традиционно родители среди своих родственников и знакомых старались выбрать тех людей, которые отличались силой, красотой, достатком и высокими нравственными качествами. Людей несчастливых, больных, бездетных в крестные звали редко. Предпочтение отдавалось молодым людям, так как по традиции именно крестные родители должны были благословить молодых на брак и стать на их свадьбе посажеными отцом или матерью.
Хотя в некоторых русских селениях существовал обычай приглашать на эту роль первого достойного человека, встреченного отцом новорожденного, вышедшим из дома. Обычно люди не отказывались от этой роли, которая считалась в народе очень почетной. Участие в крестинах называли «ступенькой лестницы, ведущей в небо».
В ранние века существования христианства был обычай приглашать крестных родителей и при обращении в веру взрослых людей. На них возлагалась обязанность правильным образом подготовить своего будущего крестника к этому таинству и жизни в христианстве, изучить основы веры и разъяснить суть церковных обрядов. После совершения таинства они уже могли никак не участвовать в жизни новообращенного.
На крестных младенца, «божаток», как их называли на Руси, напротив, возлагалась обязанность заботиться об их новом чаде и в случае смерти его родителей воспитывать его как своего ребенка.
Раздор между кумовьями считался тяжким грехом. Они не должны были видеть друг друга неряшливо одетыми, крестная мать не могла появиться перед своим кумом простоволосой. На помощь восприемников в сложной ситуации рассчитывали и кровные родители их крестника, а дети, как правило, ждали от них самых ценных подарков. Первым же денежным
вкладом крестных в будущее младенца становилась оплата в церкви обряда крещения.
По законам церкви никто из людей, связанных родством духовным, не имел право на другие узы. Так, запрет накладывался на брачные отношения между крестными родителями, крестный отец не мог стать мужем своей крестницы, а также ее овдовевшей матери, это же относилось и к восприемнице. Этот же запрет распространялся на всех близких родственников этих людей.
Мать и отец не могут быть крестными родителями своего ребенка, состоящие в браке люди также не могут стать восприемниками одного младенца. Но в качестве крестных могут выступать не только
бабушки и дедушки ребенка, но и его братья и сестры не моложе 13 лет для крестной матери и 15 лет для крестного отца. Приглашать на роль крестных родителей более молодых людей не имеет смысла, так как они не могут еще стать поручителями за веру принимающего крещение.
Законы Православной церкви, утвержденные указами Священного синода, запрещают становиться крестными родителями людям безнравственным, так как они не могут быть достойны возложения на них столь ответственной задачи, а также людям душевнобольным, которые не смогут поручиться за веру крестника в силу своего нездоровья. Не могут стать восприемниками младенца монахи и монахини.
В древности подготовка к крещению взрослых людей, которую называли «оглашение», традиционно осуществлялась во время самых длинных постов — Великого и Рождественского, а само таинство крещения совершалось накануне праздников Пасхи или Рождества Христова. Напоминанием об этой древней традиции считаются некоторые отличительные черты церковной службы Великой субботы и навечерия Рождества. Радение всей Православной церкви о тех, кто готовится к принятию крещения, выражается и в специальных молитвах, которые читаются на литургии оглашенных. Само же оглашение, которое в древности представляло собой отдельный обряд, подготавливающий человека к принятию крещения, в настоящее время проводится во время совершения таинства, предшествуя самому обряду крещения.
В древние времена вся подготовка человека к обращению в христианскую веру, и изучение им основ веры, и сам обряд совершались только в храме. Со временем таинство крещения приобрело более частный, семейный характер, получив название «крестины», однако от этого значимость этого обряда не уменьшилась.
Согласно церковному уставу существует обряд наречения имени младенцу, который в настоящее время чаще всего сливается с таинством крещения, проводимого чаще всего на сороковой день рождения. Однако при желании можно обратиться к священнику с просьбой о проведении обряда имянаречения несколько раньше, чем обряда крещения. В прежние времена это делалось на восьмой день жизни младенца, но, как уже говорилось, можно и совместить оба этих обряда. При этом, нарекая имя ребенку, священнослужитель читает специальную молитву, подносит новорожденного к иконе Пресвятой Богородицы и крестообразно поднимает его перед ней. Таким образом, будущий христианин вверяется покровительству Божией Матери.
До середины XIX в. имя для новорожденного выбирал священник. При этом имена детям подбирались в соответствии со святцами. Девочки могли получить имя святой, день памяти которой приходился на день рождения малышки или на предшествующий ему день, мальчиков же обычно называли по имени святого, чья память отмечалась в день их рождения или на следующий день.
Только в XIX в. церковные власти разрешили выбирать имя для ребенка его родителям. Выбору имени придавали большое значение, так как, называя ребенка именем какого-либо святого, его отдавали под его покровительство. Святой угодник Божий в Царствии Небесном становился заступником и помощником человека, он молил Господа о помощи и заступничестве для земных людей. И к нему человек обращался за помощью и поддержкой на протяжении всей своей жизни.
Выбрав имя, ребенка приносили в храм для совершения таинства крещения. Каждое символическое действие, совершаемое священником во время этого таинства, имеет глубочайший смысл.
Первая часть крещения — это оглашение. Если крестится младенец, то во время совершения этого обряда его держат на руках крестные родители. Священник крестообразно дует на принимающего крещение три раза и произносит: «Изгони из него всякого лукавого и нечистого духа, скрытого и гнездящегося в сердце его...» Это дуновение становится символическим дуновением Господним, вдохнувшим душу в сотворенного им человека. После этого священник, возложив руку на голову принимающего крещение, читает молитву. За этим следует чтение запретительных молитв, которые направлены против Сатаны и несут в себе запрет для нечистого духа на овладение душой новообращаемого. Это священнодействие называется заклинанием Сатаны. Это действие, совершаемое по завету Божиему «...Именем Моим будут изгонять бесов» (Мк. 16,17), дает возможность будущему христианину освободить свою душу из-под власти нечистого.
Следующее же действие — отречение от Сатаны — становится своеобразным вызовом врагу рода человеческого. Этим действием человек отрекается от своей прежней, греховной жизни, от своих привычек, не соответствующих образу жизни православного христианина, от самолюбия и гордыни как качеств, влагаемых в его душу Сатаной.
Священнослужитель поворачивает обращаемого и его крестных спиной к алтарю и трижды спрашивает: «Отрекаешься ли ты от Сатаны, всех дел его и всех ангелов его, всего служения его и всей гордыни его?», на что принимающий крещение или крестные ребенка отвечают: «Отрекаюсь». После этого троекратно задается вопрос: «Отрекся ли ты от Сатаны?», на что следует трижды ответить: «Отрекся».
Тогда священник произносит: «Дунь и плюнь на него». После этого принимающему крещение или крестным родителям следует дунуть и совершить символический плевок по указанию священнослужителя в западном направлении. Именно западная сторона символизирует в христианстве сторону темных сил, поэтому, выражая свое презрение к нечистому духу, принимающий крещение обращается на запад. После этого принимающий крещение человек может быть назван новоизбранным воином Христа Бога нашего.
Но объявленного Сатане противостояния человеку не выдержать в одиночестве. И, признавая то, что всю свою жизнь новообращенный будет обращаться за помощью и поддержкой к Господу, он поворачивается лицом на восток — в сторону света и Христа.
Священник задает вопрос: «Сочетаешься ли ты со Христом?», на что следует ответ: «Сочетаюсь». После этого священнослужитель спрашивает: «Сочетался ли со Христом?» — «Сочетался». Священник задает последний вопрос: «И веруешь ли ему?», на что принимающий крещение или крестные младенца отвечают: «Верую Ему как Царю и Богу». После этого в подтверждение своих слов принимающий крещение читает «Символ веры». Вместо ребенка это молитву читает один из его восприемников.
Такой вид молитв, как «Символ веры», зародился еще в апостольские времена. Древние христиане таким образом кратко излагали и запоминали основные постулаты своей веры. В древности существовало несколько таких символов веры. Когда в IV в. стали появляться еретические учения о Боге Отце и Святом Духе, ортодоксальная церковь занялась дополнением и уточнением существующих символов веры.
Именно в те времена Отцами I и II Вселенских соборов был составлен «Символ веры», читаемый православными христианами и в настоящее время. При изучении «Символа веры» его принято делить на двенадцать членов, первый из которых посвящен Богу Отцу, со второго по седьмой — Богу Сыну, восьмой — Богу Святому Духу, девятый — церкви, десятый — крещению, одиннадцатый — воскресению мертвых, двенадцатый — вечной жизни. В настоящее время нередко люди изучают «Символ веры» уже после обращения в христианскую веру. Ответственность за обучение этой молитве ребенка лежит на крестных родителях и несоблюдение этой обязанности считается тяжким грехом.
После прочтения «Символа веры» принимающие крещение взрослые делают поясной поклон, который по традиции, принятой в Православной церкви, является символом послушания и благоговения перед Господом. Чтением «Символа веры» заканчивается оглашение, и начинается собственно чин крещения.
Священнослужитель производит освящение воды, в которой будет креститься обращаемый и которая смоет все его прошлые грехи. При этом он трижды осеняет ее крестом, дует на воду и читает молитву: «Да сокрушится под знамением образа Креста Твоего все супротивные
силы».
Освящение воды имеет в христианстве символическое значение. Вода согласно Ветхому Завету считается первичной материей: «Дух Божий носился над водой» (Быт. 1,2). Она стала и символом разрушения,
смерти, и символом жизни и возрождения. С появлением христианской веры вода стала и символом очищения. С призывом покаяться и очиститься от грехов в водах Иордана обращал свои речи к народу святой
Иоанн Креститель. Сойдя при крещении в воды Иордана, Христос освятил не только воды реки, но и все стихии мира и всю существующую материю.
Священник зажигает свечи рядом с купелью и дает по свече принимающему крещение или крестным родителям. Освященную воду священник помазует освященным елеем. Этим же елеем помазуется принимающий крещение — его лоб, грудь и плечи. Елей — священное масло, которое в древности считалось прекрасным лекарственным средством, в христианстве символизирует милость Господню, при крещении используется как символическое помилование Всевышним раскаявшегося грешника и принятие его души в лоно Православной церкви.
Использование освященной воды и елея в таинстве крещения служит для обновления всей души человека, восстановления его целости и примирения души с телом.
Помазание миром также восходит и к притче о добром самаритянине, которую рассказал своим ученикам Спаситель. Добрый самаритянин в этой истории выступает как прообраз самого Иисуса Христа, а пострадавший от разбойников человек — символ всего человечества, которое исцелено от ран душевных самим Господом.
Святое миро, используемое при совершении таинства крещения — это масло, приготовленное специальным образом, которое один раз в году освящает Патриарх Русской православной церкви, после чего это масло рассылают по всем епархиям и раздают священникам всех приходов. В православии принято относиться к миру как к великой святыне. По-гречески слово «крещение» звучит как «ваптисис», что переводится как «погружение».
Главный момент крещения — троекратное погружение обращаемого в купель с освященной водой. При этом священник произносит: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца, аминь» — и совершает первое погружение, «и Сына, аминь» — второе погружение, «и Святаго Духа. Аминь» — и погружает принимающего крещение в воду третий раз.
Если крестят младенца, из рук священника его принимает один из крестных родителей. Если до погружения в купель младенца может держать на руках любой из его крестных родителей, то принимать из рук священника ребенка согласно сложившейся в христианстве традиции должен крестный одного с ним пола.
Погружение младенца в купель и выход из нее являются символическим изображением его повторного рождения, при этом купель считается символом утробы непорочной Девы Марии. Троекратное погружение считается также символическим воплощением трехдневного пребывания погребенного Иисуса Христа во гробе, выход из купели соотносится с Воскресением.
При крещении происходит полное обновление самого естества человека, избавление его от всех совершенных им до крещения грехов. Погружение в купель может быть заменено окроплением принимающих крещение святой водой. Сразу же после погружения в купель священник надевает на шею новообращенному крест. Любому, принимающему крещение, в храме дадут простой крестик бесплатно. Серебряный или золотой крестик приносят с собой сами принимающие крещение люди или их восприемники. При этом если крест не был куплен при храме, то следует заранее обратиться к священнику с просьбой освятить его. После этого традиционно осуществляется облачение новокрещеного в одежду белого цвета. Обычно это белая распашонка или рубашечка для маленького ребенка и сорочка для взрослого.
Белый цвет — цвет чистоты и невинности — является символом возвращения человека после крещения к его чистоте, которой он был наделен при создании. По сложившейся на Руси традиции крестильную рубашку младенца бережно хранят всю жизнь.
Традиционно во время всего таинства крещения младенца держат на руках, обернув пеленкой, з воду же погружают обнаженного ребенка. В древние времена и взрослые люди крестились без одежды, что, по словам святых Амвросия Медиоланского и Кирилла Александрийского, имело символический смысл. Считая крещение вторым рождением человека, они предписывали новобращаемым быть нагими, как и при их первом рождении. Однако в настоящее время взрослые люди погружаются в купель, обернувшись белой простыней. Вынутого из купели младенца крестный оборачивает чистой пеленкой или мягким полотенцем.
После таинства крещения совершается таинство миропомазания, во время которого иерей помазует лоб, глаза, ноздри, губы, уши, грудь, руки и ноги новокрещеного святым миром, при каждом помазании произнося: «Печать дара Духа Святаго. Аминь». В этом священнодействии происходит схождение на человека Святого Духа. Чин крещения завершается чтением Священного Писания и нескольких молитв.
По традиции крестик, полотенце, которым священник вытирал руки после погружения ребенка, и кусок белого полотна, в которое заворачивали новокрещеного младенца, а также его крестильную одежду готовила и приносила крестная мать. Однако в настоящее время чаще всего об этом заботятся родители. Если таинство крещения совершается над младенцем, которому насчитывается менее сорока дней от роду, то его мать не может присутствовать при совершении обряда. По церковным нормам женщина в это время считается нечистой и не может посещать церковь. По прошествии сорока дней с момента родов над матерью читается специальная очистительная молитва, после чего она может посещать храм, а также присутствовать на крестинах своего ребенка.
Таинство крещения имеет право совершать только священник. Однако в исключительных случаях, если жизни некрещеного человека угрожает опасность и нет возможности немедленно пригласить к нему священнослужителя, Православная церковь допускает возможность совершения этого таинства любым православным христианином.
В прежние времена этим человеком нередко оказывалась присутствующая при рождении ребенка повивальная бабка, которая окунала младенца в лохань или поливала ему головку водой, повторяя необходимые слова: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь...», и давала ребенку имя. История Православной церкви сохранила рассказы о случаях, когда при совершении таинства крещения не было возможности воспользоваться водой. В таком случае допускалось крещение при помощи песка или снега. После крещения воду следует вылить в реку или в такое место, где отсутствует возможность кому-нибудь попрать ее ногами.
При таком крещении достаточно правильно произнести формулу крещения, окропить принимающего крещение водой и надеть на него крестик. При этом каждое окропление осуществляется в точно отведенный для него момент: первое совершается после произнесения слов: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца, аминь», второе после слов: «и Сына, аминь», и третье — после слов «и Святаго Духа. Аминь». В требнике о такой ситуации сказано следующее: «Аще тамо будет священник, он да крестит, а не диакон; аще же диакон, он, а не иподиакон; аще же кой-либо буди от клирик, он, а не простец; аще муж, он, а не жена. Разве точию студа ради, достоит жене паче, неже мужу, крестити младенца, или аще жена лучше умети будет изрещи форму крещения и водою облияти».
Для крещения маленького ребенка достаточно желания его родителей. Если взрослый человек находится в сознании, то необходимо попросить его подтвердить перед началом крещения свою веру в Пресвятую Троицу — Бога Отца, Бога Сына (Иисуса Христа) и Бога Святого Духа. Если время позволяет, следует кратко объяснить принимающему крещение смысл совершаемого таинства как возможности обретения им вечной жизни. Однако по церковным правилам в случае смертельной опасности можно крестить и человека, находящегося без сознания, и душевнобольного.
Когда опасность для жизни принимающего крещение минует, то ему необходимо посетить храм, где чин крещения будет дополнен иереем, тогда же будет совершено и таинство миропомазания. При этом желательно, чтобы вместе с новокрещеным в храм пришел и тот человек, который прикрестил его, так как священник захочет убедиться в правильности совершения таинства.
Нередко случается так, что человек, обратившийся к Господу, не может быть уверен в том, крестили ли его в детстве или нет. В таком случае крещение сопровождается с добавлением в форму слов: «Если был не крещен».
При крещении взрослого человека все его прежние грехи гибнут вместе с его прошлой жизнью, в новую жизнь в православной вере он входит очищенным от всякой скверны. Однако, для того чтобы принять решение о крещении, сознательному человеку необходимо иметь твердую веру в Господа и Его Святое Евангелие, а также в святость Церкви, в лоно которой он входит.
Хотя в настоящее время от обращающегося человека не требуют такой подготовки, как в древности, все-таки перед совершением таинства крещения нужно как следует ознакомиться с порядком его проведения, разобраться в сути всех совершаемых священником действий и произносимых им слов, а также выучить и осмыслить «Символ веры». Еще лучше узнать, проводят ли при храме специальные беседы для оглашенных, и посещать их.
О времени проведения таинства нужно узнать заранее и прийти точно к установленному часу. Хотя лучше всего взрослому новообращаемому присутствовать и на утренней церковной службе, которая будет предшествовать крещению.
Следует помнить и о том, что в крупных храмах в воскресные дни может быть очень много желающих принять святое крещение, поэтому тем, кто хочет избежать многолюдья, стоит прийти в церковь для совершения этого таинства в будний день. В дни, которые будут предшествовать приятию крещения, большое внимание следует уделить чтению Священного Писания. Следует отвлечься от всех проблем и сосредоточить свое внимание на самом важном. Эти дни следует провести в размышлениях на морально-нравственные темы, постараться осознать разницу между оставляемой жизнью во грехе и новой жизнью, которая начнется после принятия крещения. По возможности последние два-три дня перед крещением следует поститься, в день крещения до совершения таинства не есть, не пить и не курить, накануне воздержаться от супружеского общения.
Одежда на принимающем крещение, пришедшем в храм, должна быть чистой и опрятной, женщинам не следует пользоваться косметикой и надевать украшения. Не могут принимать участие в таинстве крещения женщины в период «критических дней». Эти же требования предъявляются и к крестным родителям.
Людям старше 18 лет крестные родители не нужны. Имя, которое взрослый человек получит при крещении, он может выбрать себе сам.
Чаще всего крещение совершается в храме в специально отведенной для этого крестильне, но в исключительных случаях священник может окрестить человека и дома, где обязательно для совершения таинства следует выделить чисто убранную комнату, и даже в больничной палате.
Если человек хочет перейти из католической веры в православие, то полный обряд крещения не совершается. В данном случае он заменяется миропомазанием.
Сознательно приняв крещение, каждый новообращенный принимает на себя и большую ответственность. Ему придется отвечать и за свои дела, и за свои мысли, бороться со своими страстями и нечистыми помыслами, преодолевать в себе злобу, гордыню и своекорыстие.
Принятие крещения предполагает начало новой жизни, одной из значимых частей которой становится воцерковление человека. В-первую очередь церковная жизнь предполагает участие в таинстве евхаристии — причащении тела и крови Господних. Только крещеные люди в Православной церкви допускаются до причастия, совершаемого во время литургии.
После принятия крещения новообращенному человеку следует как можно скорее принять святое причастие. О том, чтобы крещенные в православную веру дети как можно чаще причащались тела и крови
Господних, должны заботиться их кровные и крестные родители.
По достижении ребенком семилетнего возраста он допускается к причастию только после исповеди, как и взрослые православные христиане.
Задача по подготовке ребенка к этому новому периоду в его жизни во многом также ложится на крестных родителей. Именно они должны в доступной форме объяснить юному христианину, что такое грех
и для чего существует таинство покаяния.
Одним из обязательств, которые налагает на человека принятие крещения, становится регулярная молитва, в которой он будет обращаться к Господу за помощью, за поддержкой, с благодарностью и просьбой о прощении грехов. Без молитвы невозможно существование истинной христианской души, ведь именно молитва дает ей духовную пищу.
Любви и Мира, братья и сестры!
Храни Вас Господь!
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы увидеть больше!