В век интеллекта и научных знаний нам мало просто во что-то верить, особенно, когда дело касается религиозных чувств. Конечно, всегда есть исключения, поскольку в мире много людей, склонных к эмоциональному идеализму. Но мир учится думать и осознанно принимать последствия своих решений. Мир стремиться выйти из ограничений какой-либо одной идеологии или религиозного течения, чтобы найти точки соприкосновения в общем пространстве. Более того, становится очевидно, что любое мировоззрение, не способное вести диалог с остальным миром, не способное понимать язык его души и реагировать сбалансированно, обречено превратить свои идеалы в агрессивный фетиш. Но мир стирает границы, обучая истине, что человек развивается, если впитывает весь мировой опыт. Узнавая и соединяя в себе лучшее, мы становимся универсальными.
Когда люди не думали сами, им было достаточно сформулированных кем-то мыслей, которые в виде догм - религиозных, научных, социальных - определяли их жизнь. Сейчас мы хотим сами знать свою природу, как мы физиологически, психологически и духовно устроены, хотим понимать взаимосвязи, как внутри нашей собственной системы природ, так и во вне. Мы просто хотим понимать, что с нами происходит каждый день, и особенно, если мы получили мистический опыт "измененного сознания".
Но в этом очерке нет задачи говорить о личностной реализации, хотя для многих это основной вопрос жизни. Точкой отсчета мы возьмем состояние человека, который пережил нечто большее, чем эмоциональный восторг, экзальтацию или даже катарсис. Последний ближе всего к опыту "надсознания", проблеску божественного мира, после которого человек начинает искать объяснения в религиозных или эзотерических кругах или книгах. Мы будем говорить о начальном мистическом опыте и о том, что такое духовный путь, стараясь заложить здоровые основы. Поэтому мы будем апеллировать к различным религиозным писаниям и к оккультной литературе, пытаясь дать ориентиры, общие для всех учений.
Божественный мир не может существовать в противоречиях и вражде внутри себя, поэтому в различных религиях, описывающих Этот мир, не может быть разного Бога. Бог во всех религиозных учениях, это один и тот же Бог, и ниже мы коснемся этого подробней. Да, каждый находит свой, близкий ему метод отношения с божественным в виде религии или учения. Это объясняется очень разнообразным спектром психической оснащенности разных типов людей, и различные религии охватывают их все. Но есть общие отправные точки, которые объясняют весь Путь в целом. Один и тот же Путь во всех религиях.
Внешне Путь, назовем его Посвятительный Путь души, в разных культурах может отличаться, но если обладать ключом, то общие признаки станут очевидны. В древней Греции Путь описывался двенадцатью подвигами Геракла, которые отмечали двенадцать задач души. По мере их выполнения она взрослела. Эти задачи определялись влиянием Зодиака, - двенадцатью созвездиями, расположенными на видимом с земли небесном пути Солнца. Как всегда считалось, духовная природа тянется к небу, и все космические, возвышающие душу эманации, она воспринимает через центр солнечной системы. Явно или символически все мировые религии основаны на солярном и зодиакальном влияниях.
Символически эти влияния зашифровывались в виде легенд, эпосов и Мистерий, чтобы сохранить в сознании людей знание о том, как душа человека находит путь Домой, в Дом Небесного Отца. Позже Мистерии выродились в театральные представления и стали носить развлекательный, а не священнодействующий характер, и тем утратили свой первоначальный смысл. "Искусство нам дано, чтобы не умереть от истины", - выразил эту мысль Ницше.
Еще одни Мистерии преподавались в древних храмах Египта. Они описывали Путь души в виде двадцати одного аркана. Если неофит проходил все испытания и доказывал свою готовность быть служителем Мистерий, его проводили через некие инициирующие ритуалы, в результате которых сознание неофита воспаряло и сливалось со своим высшим "Я", "лицезрело лик Озириса". После чего его посвящали в тайны небесного Пути, и Мистерии из символических историй превращались в отношения с Реальностью.
Наиболее близкая по времени Мистерия, это знакомая многим Евангельская история крестного пути Иисуса из Назарета. В ней последовательно описываются семь посвящений души, от рождения, когда душа входит в сознание человека, т.е. он впервые осознает себя в телесной форме как сын неба, до восхождения или возвращения зрелой души в Дом Божественного Отца.
Еще одна очень важная область Мистерий зашифрована для нас в детских сказках, сказах. Так Мистерии о пути взросления души сохраняются в сознании людей как архетипические образы созидательного, справедливого и доброго. Герои сказок, подобно евангельскому Блудному Сыну, проходят путь от заблуждения, падения, до различения, выбора и волевого действия. Так в детском возрасте мы впитываем знание о главных качествах души и получаем иммунитет против издержек плотности нашего земного мира. Получаем возможность выбора.
Главное назначение сказок - научить узнавать все личины зла, под каким бы благим образом оно ни выступало. А значит сказка всегда апеллирует к внутреннему человеку, к его духовной сущности, а не к многочисленным формам, которые могут быть обманчивы. Сказка учит смотреть сквозь форму.
Итак, Мистерий много, но все они описывают один и тот же Путь. Масштаб тоже может быть разный, но любое мистериальное действо как бусину можно нанизать на общую линию посвятительного Пути. Если есть ключ...
О ключах будет рассказано в других статьях.