Найти тему
Прохожий

88-мм противотанковое самоходное орудие “Hornisse” / ”Nashorn”

Приветствую всех адекватных. Всех коллекционеров моделистов, и любителей истории БТ, а так же им сочувствующих! И с вами вновь ПРОХОЖИЙ.

Сегодня я предлагаю немного отойти от знаков танковых дивизий. И посмотреть на вспомогательные машины, которые придавались танковым дивизиями. И для этого, я, предлагая вот этого зверя. А именно 88-мм противотанковое самоходное орудие “Hornisse” / ”Nashorn” или «Носорог». Его историю его и посмотрим.

И так поехали.

Самоходка из состава 88-го противотанкового батальона.
Самоходка из состава 88-го противотанкового батальона.

И сразу приведем его ТТХ параметры.

ТТХ.
ТТХ.
Броня и вооружение.
Броня и вооружение.

С началом боевых действий начального этапа 1939-1940 года стало понятно, что немецкие танковые части нуждаются в мобильных противотанковых средствах. Частично это решалось переделкой в противотанковые самоходки сильно старевшей линейной или трофейной техники. Довольно часто эти переделки, производились на базе Pz.Kpfw.I ausf B и чешского трофейного орудия 47-мм Pak (t). Но наиболее эффективным было 88-мм зенитное орудие Flak 18. Благодаря ему части Африканского корпуса особенно эффективно могли бороться против английских машин «Матильда» и французских тяжелых машин. Броню таких танков не брали остальные стандартные орудия вермахта. В войсках 88-мм орудие получило неофициальное название «убийца танков». Казалось что данная ситуация сохранится и при нападении на СССР. Но уже в июне 1941 года встреча, с советскими Т-34 и КВ-1, дало понять что ситуация совсем другая. И что при встрече с машинами КВ и Т-34 (хоть пока и в небольших количествах), немецкие танкисты испытали немало не приятных впечатлений. В результате и решено было установить данное 88-мм орудие на переработанный корпус танка. Созданием такого варианта

Опытный образец САУ « Носорог» на заводском дворе.
Опытный образец САУ « Носорог» на заводском дворе.

немецкие инженеры занялись еще в конце 1941 года. Но работы шли крайне медленно. Использовать шасси танка Pz.Kpfw.IV (как планировалось сначала) не удавалось по двум причинам. Первая, нехватка самих шасси как на линейные танки, так и на базу к самоходным орудиям. Вторая, возникновение критичной перегрузки, после установления 88-мм орудия. Дело пошло быстрее когда было переработано шасси Pz.Kpfw.IV в универсальный гибрид шасси для самоходок Getschutzwagen III/IV.

В октябре 1942 года Гитлеру показали два первых экземпляра этих машин из мягкой стали.Он был удивлен тем, что шасси и сами компоновки машин были идентичны. Хотя планировалось два вида орудия, 150-мм гаубица sFn 18, и 88-мм противотанковое орудие Pak 43/1. Машины обе понравились, сразу было дано указание, начать выпуск. И к маю 1943 года отправить в войска 100 машин с 88-мм орудием и 20 машин с 150-милиметровым орудием.

Машины получили официальное название САУ Getschutzwagen III/IV c 88-мм Pak 43/1.

Первые серийные машины сошли с конвейера завода в феврале 1943 года. Выпуском их занимались заводы фирмы «Deutsche Eisenwerke».

САУ раннего образца из 560-го батальона. Щит орудия усилен накладными броне листами.
САУ раннего образца из 560-го батальона. Щит орудия усилен накладными броне листами.

Ходовую часть собирали на заводе в Дуйсбурге. Броневые листы изготовлялись на заводе в Витковичах. В требуемые сроки уложиться не удалось, поскольку не были выдержаны сроки поставок двигателей и трансмиссий. По этому, к концу июля 1943 года в войска передали всего 85-ть машин. Корпус был немного удлинён, а двигатель перенесен в среднюю часть машины. Рубка находилась в задней части. В ходе серийного производства машина незначительно переделывалась. На машинах раннего образца были использованы: ведущее колесо от Pz.Kpfw.III ausf E, поддерживающие ролики от Pz.Kpfw.IV ausf D, и ленивец от Pz.Kpfw.IV ausf F. Глушители в кормовой части, две фары «BOSCH», на над гусеничных полках, запасные опорные катки, съемные щитки над направляющими колесами, и орудийная подставка аналогичная САУ «Hummel» (Шмель). Катки крепились к скошенному лобовому листу рубки.

Образцов позднего периода, коснулись следующие изменения: ведущее колеса стали устанавливать от Pz.Kpfw.III ausf J, единый глушитель заменили двумя выхлопными трубами, находившиеся в задней части корпуса над гусеницами, убрали щитки над ленивцами, запасные опорные катки перенесли на нижний кормовой лист. Оставили одну фару той же фирмы, новый фиксатор орудия теперь управлялся из нутрии самоходки. 27 января 1944 года машина получила название «Носорог» официально. В итоге с февраля 1943 года по март 1945 года было выпушено 494 машины.

Видно расположение катка на машине позднего типа.
Видно расположение катка на машине позднего типа.

Оценка машины после применения в боевой обстановки.

Передача приказов.
Передача приказов.

Из САУ «Насхорн» формировались роты и батальоны истребителей танков. Которые находились в подчинении штабов армий и корпусов. Согласно штату в батальоне насчитывалось 45 машин.

Рота истребителей танков. Getschutzwagen III/IV c 88-мм Pak 43/1.
Рота истребителей танков. Getschutzwagen III/IV c 88-мм Pak 43/1.

Однако, на последнем этапе войны, подобное количество машин было исключительным случаем.

Эти истребители танков учувствовали на все театрах военных действий. По результатам их применения командирами частей отмечались плюсы и минусы машины. Приведу краткие выдержки из архивных документов.

Минусы САУ «Насхорн».

1. Высокая рубка, что приводит к сложности маскировки машины.

2. Слабое бронирование рубки, а также по бортам. Броня часто пробивается пулями от противотанковых ружей.

3. Отсутствие броневой крыши над боевым отделением увеличивает, вероятность гибели экипажа при минометном или артиллерийском обстреле, а так же авиации противника

4. Горизонтальный сектор обстрела в 15 градусов, негативно сказывается на бое на ближних дистанциях (необходимость доворачивать машину корпусом).

5. Малая мощность двигателя.

6. Малый боезапас машины.

7. Необходимость большого времени обучения экипажа.

Плюсы САУ «Насхорн».

1. Мощное орудие. С отличными баллистическими параметрами. Способно уничтожить любой танк противника с 2000 метров.

2. Большая эффективность боеприпасов. Прямое попадание бронебойным является для танка противника фатальным. Осколочно-фугасные обладают хорошим рассеивающим эффектом. Возможно применение с взрывателем замедленного действия. При видении огня с закрытых позиций дальность достигает 10 000 метров.

3. Большая огневая мощь. В случаях применения САУ массово, наблюдается абсолютное превосходство над противником. Эффект увеличивается при применении дополнительных новых приборов наблюдения.

4. Хорошая радиосвязь.

5. Надежная система оповещения.

Наводчик за работой. Слева выдвинут перископ, с правой стороны прицел  Rblf 36. Сентябрь 1944 год.
Наводчик за работой. Слева выдвинут перископ, с правой стороны прицел Rblf 36. Сентябрь 1944 год.
Зарядка орудия.
Зарядка орудия.
Заряжающий достает снаряд из боеукладки. Видна часть радиостанции FuG 8.
Заряжающий достает снаряд из боеукладки. Видна часть радиостанции FuG 8.
САУ «Nashorn» 525-го противотанкового батальона брошенная экипажем.
САУ «Nashorn» 525-го противотанкового батальона брошенная экипажем.
САУ 519-го батальона, часто лобовая броня усиливалось деревянными брусьями. Рядом с машиной (у стены),  пехотная группа прикрытия.
САУ 519-го батальона, часто лобовая броня усиливалось деревянными брусьями. Рядом с машиной (у стены), пехотная группа прикрытия.
Машина 3-ей роты 525-го батальона. На щитке изображена эмблема батальона -голова льва.
Машина 3-ей роты 525-го батальона. На щитке изображена эмблема батальона -голова льва.
Переброска машин 2-ой роты 560-го батальона по железной дороге на другой участок фронта.
Переброска машин 2-ой роты 560-го батальона по железной дороге на другой участок фронта.
Командирская САУ из штабной роты 519-го батальона. Витебск, зима 1944 год.
Командирская САУ из штабной роты 519-го батальона. Витебск, зима 1944 год.

«Носороги» сегодня.

На сегодняшний день, машин данного вида не слишком много. Достоверно известно что одна САУ находится в танковом музее США в Абердине. Причем в довольно удовлетворительном состоянии. Это САУ «Nashorn» 525-го противотанкового батальона брошенная экипажем, фото которой было приведено выше.

САУ «Nashorn» 525-го противотанкового батальона брошенная экипажем. Танковый музей в Абердине.
САУ «Nashorn» 525-го противотанкового батальона брошенная экипажем. Танковый музей в Абердине.

Вторая САУ находится в Кубинке. Она является классическим примером гибрида машин «раннего» и «позднего» периода выпуска машин. Поскольку содержит элементы как тех так и этих машин. Хотя такая градация и является чисто условной.

Ну, вот что я хотел ВАМ уважаемые сегодня рассказать. Думаю, Вам было интересно. Всем удачи. И новых моделей. Которые будут теперь соответствовать историческому периоду, для которого собирается модель. А с вами сегодня был прохожий. До новых встреч.