На первый взгляд, в мире Келвина Николса нет ничего необычного, в его произведениях живут так хорошо знакомые нам представители фауны: медведи, тигры, львы, обезьяны, кошки, собаки и множество птиц. Их движения и позы, силуэты и физические особенности переданы художником со скрупулёзной дотошностью. И все бы ничего, да вот только сделаны его объемные барельефы из самого обычного и скучного материала – бумаги.
Когда кто-то впервые видит то или иное творение канадского художника Келвина Николса, первый вопрос, который возникает в его уме звучит примерно так: «Что это? Кость? Мрамор? Камень?» - правильный ответ не сразу приходит в голову. Что и неудивительно: даже при длительном знакомстве с творчеством этого художника, все равно не можешь привыкнуть к мысли о том, что тончайшие волоски шерсти, мельчайшие чешуйки и нежный пух перьев сделаны из обычной бумаги – настолько реальны созданные им картины.
А потому, именно рассказом об этом художнике, его творчестве, мне бы хотелось завершить маленькую серию статей о представителях бумажной скульптуры (две предыдущие: «Как превратить колонию бактерий в произведение искусства» и «Бумажный журавлик как форма искусства: 10 вариантов из тысячи»)
Келвин Николс всегда восхищался красотой природы, в особенности – миром животных: их пластикой, силуэтами, фактурой перьев и шерсти. Однако о том, чтобы попытаться воплотить все это, он особо никогда не задумывался, пока в 1983 году не познакомился с феноменом бумажной скульптуры. Конечно, бумага – очень сложный материал для художника, требующий длительной и кропотливой работы, но, по мнению Николса, именно бумага может придать художественному произведению глубину, объемность и выразительность…
Глядя на его произведения – с 1986 года им создано более 500 картин-барельефов с изображением самых разных представителей фауны, - с ним сложно не согласиться. Во всяком случае для меня на сегодняшний день именно открытие творчества этого художника стало одной из самых интересных и ярких находок в мире современного искусства. Чтобы не быть голословной, предлагаю взглянуть на 15 самых-самых (конечно, с моей сугубо субъективной точки зрения) картин Келвина Николса.
Самые изящные и необычные (1-5).
1. «Цапля».
Птицы – самая любимая тема в творчестве Николса. Изящество и тонкие силуэты этих прекрасных представителей фауны в сочетании с сложной текстурой разнообразных перьев уже сами по себе представляют собой очень интересную и сложную задачу для любого художника, даже если речь идет о так хорошо знакомом нам мире живописи, скульптуры или фотографии. Но с бумагой все становится еще интереснее и еще сложнее.
2. «Большая райская птица»
В первую очередь главная сложность – добиться реализма и объемности хрупкой фигурки, чтобы можно было буквально сделать ее живой, настоящей. Именно для этих целей, по мнению Николса, бумага и подходит лучше всего: благодаря тому, что каждую деталь скульптуры, каждую часть тела птицы или животного приходится создавать с помощью бумажных листов, наклеенных друг на друга особым способом, достигается многослойность и объем композиции – своего рода 3D эффект.
3. «Маламужжаки – большие птицы-носороги»
По признанию самого художника, с птицами ему работать легче: фактура перьев, конечно, сложная, но зато она более однородная, чем волосы шерсти более крупных животных. Сами миниатюрные фигурки птичек тоже несколько проще, да и пластика у них не такая сложная. Зато какой выбор форм и силуэтов…
4. «Скорость реакции»
Хотя, силуэты животных тоже не лишены изящества и красоты. Например, этот гепард – его точеная фигурка захвачена художником в момент движения. С невероятной точностью он запечатлел каждый штрих, каждое движение мускулов, каждый волосок – животное кажется живым, реальным, возникает ощущение, что если прикоснуться к этой маленькой фигурке, пальцы ощутят мягкую легкость теплой шерсти…
5. «Лучшее понимание»
Что же касается необычности, то самой интересной в этом плане является вот эта очаровательная лягушка. Во-первых, как мы увидим дальше, сам способ ее изображения несколько нетипичен для творчества Николса: не смотря на многослойность, оно получилось несколько абстрактным – видимо, кожа лягушки оказалась еще более сложной фактурой, чем шерсть или перья.
А во-вторых, ее очаровательная, улыбающаяся мордочка заглядывает вам в глаза с таким интересом и пониманием, что невольно возникает ощущение присутствия – кажется, что это скорее проекция или компьютерная графика, - поверить в то, что подобная магия достигается за счет простой бумаги почти невозможно…
Самые сложные и интересные (6-10).
6. «Чистая сила»
Кстати, что касается бумаги, - здесь не все так просто. Дело в том, что, как и все художники, Николс постоянно находится в творческом поиске новых средств выражения, новых инструментов, а бумага, как мы знаем, не очень-то богатое в этом плане поле для поисков.
Но, тем не менее, Николс уже смог значительно расширить ассортимент используемых им бумажных материалов. Основу составляет т.н. архивная бумага – чистая, без примесей, которые ухудшают плотность бумаги и способствуют ее выцветанию. Самую прочную бумагу художник использует для создания подложки - базовой заготовки, на которую потом будут крепиться более мелкие детали: волоски и перья, - из тонкой бумаги.
7. «Белый волк»
Необходимость изготовления предварительной основы – макета, обусловлена сложностью произведения, особенно когда требуется изобразить какое-то животное из мира млекопитающих. Ведь для того, чтобы достичь максимальной точности в изображении, Николсу изначально приходится изучать пластику движений того или иного животного, особенности мускулатуры, фактуры шерсти, характера. Хорошо, что он всегда был большим любителем природы, иначе подобный подход мог стать для него настоящим испытанием.
8. «Зигзаг»
Мир млекопитающих неизбежно привел Николса к новой художественной идее: потребности выразить через свое произведение какую-то мысль, чувство или эмоцию, какой-то легкий, едва уловимы момент в жизни, природе, движении. К этому рано или поздно приходят все художники – в конце концов слепое подражание природе не всегда можно назвать искусством в полном смысле этого слова, а вот способность переосмыслить ее формы и явления, дать им новое видение или средства выражения – это уже интересно…
Не случайно и Николс все чаще стремится изобразить в своих произведениях более сложные сюжеты: животных, в глазах и силуэтах которых застыло некое чувство или стремление. Он все чаще пытается ухватить момент, едва уловимое движение, игру мускулатуры или глаз, понять характер их желаний и динамику их малейших движений.
9. «Гриз…»
Вот только на то, чтобы «ухватить» один такой момент у художника, решившего прибегнуть к такому необычному средству выражения как бумага, порой могут уходить сотни часов и даже целые годы.
Только на один анатомически выверенный эскиз-подложку, создаваемый на основе кропотливого изучения опорно-двигательного аппарата животного, может уйти до двух недель. А затем наступает черед изготовления более мелких деталей: глаза, нос, уши, когти, копыта и конечно же шерсть, каждый волосок которой художник вырезает вручную с помощью ножей для изготовления макетов или скальпелей…
10. «Буффало»
Одной из самых показательных в этом плане является вот эта бумажная скульптура с изображением могучего буйвола. По признанию самого Николса, она стала одной из самых сложных в его творчестве. Все дело в том, что помимо образа самого животного – здесь и разные фактуры в виде кожи, шерсти и рога, и необходимость придать выразительность его изображению, создать ощущение силы, некой величественности, - художнику пришлось работать и с миром растительности. В частности, он очень хотел создать эффект легкости, свойственный траве прерий, которая волнуется и дышит огромным степным морем по воле вечно свободного ветра…
Что ж, надо признать, что ему это удалось – могучий буйвол, как и все представленные в данной подборке животные, получился очень реальным, живым и конечно, красивым… Впереди у нас пятерка последних, самых-самых картин Келвина Николса.
Самые добрые и веселые («мимишки») (11-15).
11. «Пятачок»
Для начала – очаровательный поросенок, чей пятачок весело улыбается нам из рамы картины. Словно где-то, на какой-то ферме эта милая зверюшка с любопытством высунулась на чей-то голос – опять реальность простой бумажной картинки оказывается невероятно притягательной: очень уж хочется прикоснуться к этому веселому пятачку. А какие у него сногсшибательные ресницы и добрые глаза - уму непостижимо.
12. «Подводя итог»
Единственная, если можно так сказать, «дикая» зверюшка в этой пятерке. Хотя при взгляде на ее очаровательную физиономию и учитывая непонятную мне современную моду на домашних ежиков, слово «дикая» кажется явно лишним.
Наоборот, в самой позе, выражении лучистых бусинок-глаз, острой доброй мордочке, и даже в мягких бумажных иголках чувствуется что-то домашнее, светлое и теплое… Что и неудивительно, ведь эту картину художник создал накануне нового 2020 года, когда еще никто не знал, чем этот самый год для нас обернется, а ожидания у всех были самыми радостными…
13. «Грейси»
Конечно, вполне логично, что в пятерке самых добрых и веселых изображений явно доминируют домашние животные. Так уж сложилось, что именно их мы наделяем особым характером, приписываем им определенные черты и склонности, ведь для многих из нас это, по сути, члены семьи и самые близкие друзья.
Что же касается Николса, то для него такие как эта серьезные и надменные кошки или веселые и дружелюбные собаки – основной источник дохода.
14. «Шелби»
Дело в том, что за свою карьеру Келвин Николс успел стать очень популярным художником на американском континенте. Сейчас, помимо заказов от государственных организаций и больших компаний, он выполняет очень много заказов для частных клиентов, которым очень нравится глубина и объемность его картин, их необычайная выразительность, а часто – и легкий юмор.
15. «Гав…»
Самой показательной в этом плане, наверное, является последняя картина, сделанная для частной компании, занимающейся благотворительной деятельностью по защите и помощи животным, в первую очередь - брошенным домашним кошкам и собакам.
Эта картина по ряду причин стала моей любимой, во многом, конечно, из-за того, что я «заядлая собачница» - пройти мимо пары добрейших и умнейших глаз, наделенных невероятной душевной теплотой (и пусть кто-то твердит, что у собак нет души – я в это никогда не поверю), в которых столько любви и преданности, - для меня просто невозможно. А тут еще в этих самых глазах кроется очаровательная деталь – веселый и легкий юмор, который не сразу можно заметить. Как вы думаете, на что с таким интересом смотрит этот добродушный хвостатый? На хозяина? На тарелку с едой или вожделенное лакомство?
Николс очень весело намекает на то, что привлекло внимание собаки, запечатлев маленький, едва заметный силуэт в ее глазах…
В любом творчестве, в любом искусстве главное всегда кроется в деталях: в приятных мелочах, спрятанных художником, в веселых намеках, которые порождают игру нашего воображения, в мельчайших штрихах и мазках, которые придают завершенность и красоту…
Все это есть в картинах Келвина Николса, и, хотя они сделаны из такого простого материала, как бумага, это ничуть не умаляет их ценности и красоты, как и чисто эстетическое удовольствие, которое мы получаем, наблюдая за игрой и пластикой бумажных фигурок, за многослойностью и глубиной хрупких барельефов.
P.S. Надеюсь, вам понравилось небольшое погружение в мир бумажной скульптуры. Возможно, кто-то из вас уже сталкивался с ним, или даже является его поклонником, а то и представителем. Так или иначе будет очень здорово, если вы поделитесь своими впечатлениями или знаниями в комментариях.
А еще, если вы напишите, какая из фигурок Келвина Николса приглянулась вам больше всего (мне кажется, что самые высокие шансы у «Пятачка» и ежика)…
🌺 Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал 🌺