Привет Тебе, Мой Дорогой Друг! Что-то мы с Тобой давно не были по ту сторону атлантического океана, и, я полагаю, нужно срочно исправлять это недоразумение. Тем более, что именно там живет один очень примечательный народ – Квакиутл.
Необходимо немного подправить координаты того места, куда мы отправимся прямо сейчас, ибо попутный ветер может унести нас далеко от нужного нам места. Поэтому специально уточним, что это - север острова Ванкувер и противоположное побережье континента в Канаде, провинция Британская Колумбия. Именно там проживают наши с Тобой новые друзья - индейцы племени Квакиутл.
Собственно, примечательны они для нас с Тобой, Друг Мой, как обычно тем, что они прекрасные резчики по дереву, и помимо масок, которые они создают и создавали еще до прибытия белого человека на континент, вырезают потрясающие по своей уникальности и самобытности тотемные столбы, которыми уставлена почти вся Канада.
Итак, для начала, небольшой экскурс в историю, дабы понимать, с кем мы имеем дело.
Народ Квакиутл издревле занимался рыболовством и резьбой по дереву и, в частности, изготавливал маски, которые успешно обменивал на необходимые товары у соседних племен.
С колонизацией Нового Света, жизнь их частично изменилась, ибо белые люди законодательно запретили некоторые ритуалы, особенно связанные с каннибализмом, которые, согласно некоторым историческим данным, имели место быть.
Но так как Квакиутл придерживались, и нынче мало что изменилось, шаманизма, то маски, естественно, использовались ими и в ритуальных целях.
Мы остановимся с Тобой, Мой Друг, как всегда, на масках. В масках народ Квакиутл воплощал: тотемных прародителей своего племени, духов-помощников, мифологических персонажей, таких как Луна и Солнце, а также других мифических добрых и злых сущностей, с которыми племя гармонично сосуществовало, по их мнению.
Маски у Квакиутл можно условно разделить на два вида: обычные и трансформеры.
К первому виду относятся, собственно, обычные, которые наиболее близки нашему пониманию, это маски: различных животных (бобер, медведь, волк и другие), различные духи и существа.
А вот ко второму относятся маски-трансформеры, в которых могут прятаться две или более масок. И на них мы остановимся немного по подробнее.
Все дело в том, Мой Друг, что Квакиутл при проведении своих ритуалов наиболее часто использовали маски-трансформеры, так как именно они наиболее полно могли отобразить трансформирующийся и постоянно меняющийся характер мира, его явления и происходящие в нем процессы.
Хочу отменить от себя лично тот факт, что маски-трансформеры народа Квакиутл необычайно сложны с технической точки зрения. Их создателям удавалось, и современные мастера стараются не отставать от предков, прятать по две-три личины внутри внешне выглядевшей единичной маски.
Вне всякого сомнения, эти маски необычны и впечатляющи, а аналогов в человеческом мире трудно отыскать, и очень радует то, что современные мастера Квакиутл стараются поддерживать традицию резьбы по дереву и создания этих поистине уникальных творений.
Нынче народ Квакиутл насчитывает 15 племен, пользующиеся самоуправлением. На сегодняшний день, хороший доход Квакиутл получают от туристического потока, проходящего через их территории. Поэтому население всячески старается заинтересовать путешественников своей уникальностью и самобытностью, где маски, конечно же, играют не последнюю роль.
Как ни печально, но пришел момент расставания!
С народом Квакиутл мы простимся и пожелаем им всего самого наилучшего, а с Тобой, Мой Друг, мы расстаемся не на долго.
До скорой встречи! Пока!
Фото взяты из открытых источников.