28 июля стало известно, что Томас Хизервик будет консультировать британское правительство по поводу строительства мемориала жертвам коронавируса. Почему дизайнер, чьи скульптуры распадаются на части, а здания становятся местом, где совершают суициды, пользуется таким доверием властей? Что общего между ним и художниками эпохи Ренессанса? И может ли у дизайнера не быть своего стиля?
«Выдающийся мальчик»
Томас Хизервик родился в Лондоне в 1970 году в творческой семье. Прапрадедушка — основатель одного из ведущих лондонских брендов одежды Jaeger. Прадедушка — поэт и флейтист-виртуоз. Дядя — журналист и писатель. Мать — ювелирный дизайнер. Отец — музыкант.
Окончив частную школу Rudolf Steiner Kings Langley с уклоном на садоводство и рукоделие, Томас поступил в Манчестерский политехнический колледж. Затем он стал изучать дизайн мебели в Королевском колледже искусств в Лондоне.
Когда Томас учился на последнем курсе, университет посетил знаменитый дизайнер Теренс Конран. Хизервик поначалу обиделся на «злого профессора», сразу после встречи заспешившего по своим делам: «[Он] не дал мне встретиться с ним… Я был вынужден гнаться за ним по лестнице, чтобы поговорить».
Однако Конран был настолько сильно впечатлен разговором с Хизервиком, что предложил ему свою мастерскую для работы над дипломным проектом. Студент провел в старинном особняке сэра Теренса четыре месяца и в итоге сконструировал беседку высотой с двухэтажный дом — почти 6,5 метров. Она состояла всего из двух компонентов: искривленного каркаса и плотно нанизанных на него 600 листов березовой фанеры. Будто кто-то взял гигантские колоды карт и стал виртуозно перетасовывать их, рисуя причудливые изогнутые линии. Эксперимент удался: Хизервик успешно представил работу, а Конран купил ее и поставил у себя в саду.
В 1994 году после окончания университета Томас с помощью сэра Теренса открыл собственную студию. Для начала Конран попросил его продумать внутреннюю отделку для The Conran Shop. Работой заинтересовалась Мэри Портас — британский консультант по розничным продажам и телеведущая. Она заказала у Хизервика дизайн витрины универмага Harvey Nichols. Томас становился все более известным в дизайнерских кругах.
Rolling Bridge (2002)
Как рассказывает актриса Джоанна Ламли, ранние работы Хизервика произвели сильное впечатление на лондонское арт-сообщество. Одна из них — The Rolling Bridge в лондонском районе Паддингтон. В разложенном состоянии это ничем не примечательный пешеходный мост через канал. Но когда к нему подходит лодка, один конец конструкции начинает плавно подниматься и тянуться к другому. Примерно через 3 минуты мост превращается в восьмиугольник, напоминающий мельничное колесо.
По мнению дизайнера, большинство разводных мостов выглядят будто сломанными в разведенном состоянии. Хизервику же удалось не только сохранить плавность линий, но и привнести элемент спонтанности, театральности в повседневную жизнь Лондона.
B of the Bang (2005)
56-метровая скульптура B of the Bang считалась до 2008 года самой высокой в Великобритании. Ее открытие приурочили к Играм содружества 2002 года в Манчестере. Название сооружения отсылает к цитате олимпийского чемпиона в беге Линфорда Кристи, который начинал бежать не после выстрела стартового пистолета (bang), а в самые первые доли секунды (b of the bang). Расходящиеся в разные стороны спицы символизируют силу выброса энергии в момент старта.
В расчеты закралась ошибка: еще незадолго до церемонии открытия монумента кончик одной из спиц упал на землю. Власти решили не рисковать и закрыли скульптуру. После двух лет безуспешных попыток восстановить ее муниципальный совет Манчестера подал на Heatherwick Studio в суд за халатность и потребовал 1 700 000 фунтов стерлингов на возмещение убытков. Конфликт удалось разрешить во внесудебном порядке, но тем не менее в 2009 году власти демонтировали конструкцию.
Seed Cathedral (2010)
Еще одно монументальное сооружение Heatherwick Studio — павильон Великобритании на ЭКСПО-2010 в Шанхае. Снаружи оно представляло собой огромное семя, покрытое 60 000 прозрачными акриловыми стержнями с семенами растений на конце. Днем стержни пропускали свет внутрь павильона, а ночью светились изнутри. При ветре они колыхались, и здание будто оживало.
Хизервик стремился к тому, чтобы внешний вид павильона полностью отражал его идею: сохранение биоразнообразия на планете. Сегодня это самая посещаемая достопримечательность Великобритании: за полгода работы выставки павильон посетили более 7 000 000 человек.
Олимпийская чаша (2012)
Согласно задумке Хизервика, чаша должна была олицетворять равенство и солидарность всех участников Олимпийских игр. Во время церемонии открытия на сцену поднялись 204 ребенка — по числу стран-участниц. Каждый принес кусок чаши и закрепил его на специальный стержень. Лепестки подожгли, и они слились в единую пылающую конструкцию. После окончания соревнований чашу разобрали и подарили ее части странам-участницам.
Однако не обошлось без скандала. Дизайнерская студия Atopia обвинила Хизервика в плагиате: ее сотрудники якобы еще в 2007 году презентовали Олимпийскому комитету похожий проект. Хизервик настаивал на своей невиновности. Студия уже собралась подавать в суд, но организаторы вовремя пошли на компромисс и признали, что некоторые ключевые элементы дизайна принадлежат именно ей.
Learning Hub (2015)
Многофункциональный комплекс Learning Hub Наньянского технологического университета в Сингапуре мало похож на привычные нам университеты. Снаружи он напоминает улей с башенками. Внутри — 56 сообщающихся друг с другом студенческих аудиторий. Атриумная планировка и отказ от углов визуально смягчают границы между аудиториями и зонами отдыха, создают ощущение бесконечности пространства. Хизервик в первую очередь стремился сократить дистанцию между студентами и преподавателями, избавить их от необходимости встраиваться в жёсткую иерархию. Аудитории легко трансформируются, и это позволяет быстрее менять формат работы и больше вовлекать студентов в процесс обучения.
Комплекс Learning Hub получил самый высокий статус от британской организации BREEAM, оценивающей здания с точки зрения экологичности.
Гений, неудачник
Heatherwick Studio сегодня — лауреат многочисленных премий и автор более 150 проектов по всему миру. Не все из них были удачными. Скульптура B of the Bang оказалась недостаточно прочной. Скамейки для прихожан в Worth Abbey растрескались. В новом двухэтажном автобусе The Routemaster было жарко и тускло. Строительство Garden Bridge — пешеходного моста через Темзу — лондонская мэрия отменила из-за скандала, связанного с растратой бюджетных средств. Хизервик хотел, чтобы в здании The Vessel влюбленные делали предложения, однако недавно здесь произошло уже четвертое самоубийство (по мнению производителей, виной всему — низкие заграждения).
Вопреки (а возможно, благодаря) скандалам, Хизервик считается одним из самых востребованных дизайнеров Великобритании. Такому успеху он отчасти обязан своему умению завоевывать доверие влиятельных заказчиков. Например, Стивен Росс, владелец The Vessel, несмотря ни на что считает его гением. Теренс Конран сравнил Хизервика с Леонардо да Винчи, а Борис Джонсон — с Микеланджело.
Не помнящий родства
С гениями эпохи Возрождения дизайнера сближает не только изобретательность и способность совмещать в своем творчестве практический и эстетический подходы, но и стремление к универсальности. Помимо зданий, скульптур и транспортных средств, Heatherwick Studio создает инженерные механизмы, городские пространства, мебель и даже предметы повседневного пользования. Здесь работают архитекторы и инженеры, скульпторы и фотографы, градостроители и сценографы, ландшафтные дизайнеры и дизайнеры продуктов.
Хизервик всегда считал, что жесткое разграничение художественных дисциплин лишает свободы творчества, а «чистые» архитектура, скульптура, мода — скучны и бесперспективны: «[Такое деление] не абсолютно. Это всего лишь способ классифицировать предметы и явления; то, как мы привыкли учить людей».
Хизервик также принципиально отказывается от единого стиля и не причисляет себя ни к какому художественному направлению — и в этом его главное отличие от многих современных дизайнеров.
Все для блага человека
Арт-критик Джонатан Джонс считает, что Хизервика нельзя назвать художником в широком смысле этого слова, поскольку его работы предельно ясны и не несут в себе ничего возвышенного и загадочного (например, это можно сказать об Олимпийской чаше и B of the Bang). Однако его прежде всего ценят за смелость быть оригинальным, нарушать правила и ставить реальные потребности человека выше мнимых представлений об эстетике и удобстве:
«Ты можешь заставить людей почувствовать себя нужными и окружёнными заботой лишь при помощи дизайна. Дело не только в деньгах. Дело в том, насколько мы ценим человеческий опыт».