Гиперпотребление (англ. Hyperconsumerism) – нерациональное и нефункциональное потребление товаров, а также связанное с этим давление современного капиталистического общества на потребителя, поскольку эти товары идентифицируют человека в среде.
Гиперпотребление является одной из причин экологических проблем и перерасхода ресурсов, еще одной характеристикой гиперпотребления является постоянное стремление к новизне, поощрение потребителей покупать новое и отказаться от старого.
В обществе гиперпотребления любой социальный опыт опосредован рыночными механизмами, так как рыночные сделки распространились и на те общественные институты, в которых раньше не играли особой роли.
Потребительский товар XIX и начала XX века — это вещь, рассчитанная на длительное использование, нередко на протяжении даже не одного поколения. Тут можно вспомнить знакомую многим, дошедшую еще от бабушки швейную машинку «Зингер».
Вещность товара развитого общества потребления лишена такого длительного исторического бытования — она редуцирована до функции,
для которой сама субстанция вещи не имеет никакого знания. Эта функциональность может иметь как практический, так и эстетический характер, как в современном смартфоне или мебели из магазина ИКЕА.
Сама концепция вещи изменилась: вещи мы меняем, а не чиним.
Произошла также целая революция в торговой культуре — вместе с появлением супермаркетов и торговых центров.
В городах с древней торговой культурой, например в Дамаске, все организовано так, чтобы оградить покупателя от случайной покупки —
отдельные районы там специфицированы под определенный тип товаров, чтобы ты мог выбрать подходящий среди сходных.
Идея супермаркета или торгового центра предполагает ликвидацию этой аскетической рациональности: единицей торговой транзакции является больше не необходимая вам вещь, а шоппинг как целостный акт потребления.
Разумеется, есть простое объяснение мотивов, лежащих в основе этих трансформаций: потребление перестает быть актом, который может получить рациональное насыщение, — а становится, по сути, формой жизни, непрерывно стимулируя рост экономического производства.
Кроме того, потребительский культ с присущим ему расточительством конституирует идеолого-поведенческую основу наступления экологической катастрофы, вероятность которой повышается вместе с повышением уровня траты ресурсов.
Потребление является причиной и условием кризиса личности, общества и природы. Когда в обществе нарастает удельный вес апологетов меркантильного потребления, социум заражается этой идеологией, что в конечном счете приводит не только к самодеградации, но и к хищническому отношению к природным богатствам.
Большая доля ответственности за ухудшение экологии должна возлагаться в первую очередь на государство, задача которого – стимулировать инвестиции в новые ресурсосберегающие и экологически чистые (биосферосовместимые) технологии.
К ним прежде всего относятся проекты, связанные с использованием энергии солнца, ветра, приливов.
Без грамотной не только государственной политики, но и совокупности государственных политик данную проблему решить невозможно.
В борьбе с масштабным экологическим кризисом частно-государственных средств явно недостаточно. Экология стала общенациональной проблемой, и, соответственно, реализация экологических проектов требует совместных действий правительств всех стран.
Заметим, что конституировать мировоззренческий переход от потребительских ценностей к ценностям умеренности,
самоограничения и коллективизма у жителей развитых стран очень сложно. Они настолько глубоко интегрировались в жизнь представителей обществ, не являющихся благоденствующими, но пронизанных этой идеологией, как Россия, стали самой сутью человеческого существования,
что с ходу подвергнуть их трансформации не представляется возможным. Поэтому жители развивающихся и откровенно бедных стран, не привыкшие к роскоши, скорее всего, более лояльно относятся к факту каких-либо материальных потерь, которые необходимы для общего дела. Но этот тезис не означает бесполезности и тщетности культурных сдвигов
- в среде потребительских обществ;
несмотря на трудность их осуществления, а также и благодаря этой трудности, просто необходимо сделать все возможное, чтобы потребительская идеология стала вчерашним днем в деле решения сегодняшних и завтрашних проблем, ибо сдержанность есть морально-психологический фундамент планетарной выживаемости человечества.
Совокупный результат всей человеческой деятельности не способствует повышению жизнепригодных свойств среды. Если подобное будет происходить далее, человек закрепит за собой статус не только убийцы биосферы, но и самоубийцы, поскольку он является частью этой биосферы, а не демиургом, способным подчинить себе природу. Необходимо создание не планетарной культуры, о которой много говорят и которая на практике сводится всего лишь к приведению многих культур к общему знаменателю, а планетарной экологической этики, которая будет построена на глубоком сходстве экологических ценностных ориентаций и должна привести к регулированию отношений по защите экологии чело- веком от самого себя. Помимо прочего, она должна работать, а не просто быть созданной. И работать явно не в одностороннем порядке,
как происходит со многими соглашениями и конвенциями, а быть действующим результатом консолидированной воли мирового сообщества.
Забота о чистоте окружающей среды должна быть делом каждого – во всяком случае, каждого, кто живет не одним днем и хочет оставить свой дом – Землю – своим детям в хорошем состоянии. Мы не всегда можем повлиять на большой бизнес и заставить его быть более ответственным в отношении к природе, но зато мы можем внести в защиту природы собственный вклад. Каким же образом каждый из нас способен помочь экологии планеты?
Напишите свои варианты в комментариях, которые по вашему мнению
поспособствуют сохранению экологии и лучше, если это будет взято из
личного опыта.