Сегодня я предлагаю поговорить о малоизвестной для большинства геймеров теме: об игрострое Японии начала 80-ых. Если быть ещё точнее, то я расскажу об истории создания культовой серии игр, основанных на сборнике буддийских преданий «Нихон рёики» («Японские легенды о чудесах») составленном монахом Кёкаем из храма Якусидзи на рубеже VIIвв.
Позвольте представить вашему вниманию GeGeGe no Kitarou (ГэГэГэно Китаро), также известная как Hakaba Kitarou ( Хакаба Китаро или«Китаро с кладбища»).
Опять японские мультики
В начале XIX века, а если точнее в период 1930г по 1950г, одним из самых популярных развлечений в Японии считался Камисибай (ками — «бумага»,сибай — «театр», буквально «бумажный театр»).
Эта своеобразная разновидность уличного театра представляет собой сопровождающейся рассказом показ ряда картинок в деревянной рамке, из которой изображения достаются одно за другим.
Именно уличный театр можно считать местом рождения «Китаро с кладбища».
В далёком 1933 году персонаж появился в работах авторов камисибай сценариста Масами Ито и художника Кэйо Тацуми.
Надо сказать, на тот момент Китаро занимал весьма незначительную роль и являлся скорее второстепенным героем рассказов о японской нечести.
Все дети любят волшебные истории с необычными персонажами. Не стал исключением и маленький Сигэру Мидзуки из Осаки чьё воображение покорил Китаро. Так и начинается история этой серии.
Какой уличный театр, причем тут буддисты?
Доподлинная история происхождения камисибай неизвестна. В настоящий момент большинство исследователей полагают, что на появление принципа «камисибай» повлияла японская буддистская практика этоки («рассказ по рисунку» или «объясняющий рисунок») — объяснение принципов буддизма при помощи наглядного пособия в виде рисунка. Странствующие монахи выступали с объяснениями буддистских понятий на ярмарках и людных собраниях.
Окей, с буддистами все понятно, а где обещанная нечисть?
Чтобы понять причём тут духи, нам нужно взглянуть на корни буддизма страны восходящего солнца.
Не буду вдаваться в дебри рассуждений о религии, иначе эта статья никогда не закончится, поэтому примите как факт: одной из основных религий в Японии до 19 века считался Синто-буддийский синкретизм, или Симбуцу-сюго(этакая смесь из народных поверий и буддизма).
Согласно представлениям японских ученых, несколько тыся члет до нашей эры в неолите, у племён, населяющих Японские острова, появились верования в некую безличную силу – тама («душа», «дух», «харизма»). На рубеже нашей эры, когда сакральные представления обрели конкретные формы и стали связываться с реальными объектами, сложилась вера в тама и моно(«вещь», «нечто», «то, что»). И уже значительно позже сформировались представления об отдельных божествах – ками.
Моно в Древней Японии обозначало духов всех живых и неживых природных объектов (лесов, гор, рек), неприкаянные души, покинувшие тела, духов мертвецов, призраков (сирё) духов животных (цукимоно).
Да, да маэстро Миядзаки в своей принцессе Мононокэ черпал вдохновение именно в корнях синтоизма.
Впоследствии термин (моно-но-кэ) стал использоваться для всего потустороннего невидимого человеческому глазу. Но уже к середине XII в. он означал злобных духов живых и усопших, одержимость которыми приводила к болезни и смерти. По народным представлениям, в пространстве носится множество живых и мертвых душ (тама), отделившихся от тел. Они невидимы, свободно появляются и исчезают, трансформируются и ждут возможности войти в другие тела. Такие души придают одержимым объектам свою собственную природу, обладают силой, которой человек не может противостоять.
Именно в этот период монах Кёкай, на волне так сказать хайпа, выпускает свой сборник страшилок. Эта дикая смесь из преданий, сказок и просто сплетен так понравилась людям, что за семь веков отпечатывается как в буддизме, так и в синтоизме, став благодатной почвой для театра и писателей на многие столетия вперёд.
Где игра то уже?
На дворе 1960г. Маленький Сигэру вырос, прошел войну и окончил художественную школу, но не позабыл свою любовь к страшилкам.
В начале своей карьеры Мидзуки копировал американские комиксы, но придавал историям японский антураж. Его любимой серией были «Байки из склепа». Однако понимая, что на копировании чужих идей далеко не уйти, автор пытается найти свой путь и вспоминает о Китаро.
Мидзуки значительно развивает как самого персонажа, таки мир историй о нём. Изначально истории о Китаро были мрачными, а мальчик выступал защитником людей от монстров. Однако позже мир ёкаев (мифических существ) и их взаимоотношения вышли на первый план, а в манге появились комические элементы.
Именно манга «Китаро с кладбища», выходившая в WeeklyShonen Magazine с 1965г по 1969г, принесла первую широкую популярность Сигэру Мидзуки.
В 1968г выходит первый из 7 будущих сериалов Gegegeno Kitarou. За ним идут сериалы в 71г и 80г. На 15 лет автор врывается в поп-культуру Японии со своими рассказами о монстрах и призраках.
На рубеже 1980-х — 1990-х годов работы Мидзуки обрели популярность в США (на волне общей популярности манги и аниме). В этот же период случился и «компьютерный бум».
Первая игра серии носила название GeGeGeno Kitarō for the PC и вышла в 1985г.Издателем были Bandai.
Далее последовали еще четырнадцать игр:
GeGeGenoKitarō: YōkaiDaiMakyō fortheFamicom(1986, Bandai)
GeGeGe no Kitarō 2: Yōkai Gundan no Chōsen for theFamicom (1987, Bandai)
GeGeGe no Kitarō: Fukkatsu! Tenma-Daiō for the SuperFamicom (1993, Bandai)
GeGeGe no Kitarō: Yōkai Sōzōshu Arawaru! for the GameBoy (1996, Bandai)
GeGeGe no Kitarō: Gentōkai Kitan for the Sega Saturn (1996, Sega)
GeGeGe no Kitarō for the Sega Pico (1996, Sega)
GeGeGe no Kitarō: Yōkai Donjara for the Super Famicom (1996, Bandai) (requires Sufami Turbo)
GeGeGe no Kitarō for the PlayStation (1997, Bandai)
Hissatsu Pachinko Station now 5: GeGeGe no Kitarō forthe PlayStation (2000,Sunsoft)
GeGeGe no Kitarō: Yōkaika Asobi for Microsoft Windows (2003, Unbalance)
GeGeGe no Kitarō: Ibun Yōkai Kitan for the PlayStation2 (2003, Konami)
GeGeGe no Kitarō: Kiki Ippatsu! Yōkai Rettō for theGame Boy Advance (2003, Konami)
GeGeGe no Kitarō: Gyakushū! Yōma Dai Kessen for thePlayStation (2003, Konami)
GeGeGe no Kitarō: Yōkai Dai Undōkai for the Wii (2007, Namco Bandai)
GeGeGe no Kitarō: Yōkai Dai Gekisen for the NintendoDS (2008, Bandai)
Гиганты игровой индустрии Bandai и Konami, 14 игр - это уже достаточно круто и явно заслуживает места в истории видеоигр, но это ещё не всё.
Далее последовали линейки мобильных и браузерных игр:
GeGeGe no Kitarō:Jigoku Dai Kessen for Kodansha app game (2003, Space Out)
GeGeGe no Kitarō: YōkaiOekaki Logic for Kodansha app game (2007, Natsume)
GeGeGe no Kitarō:Zenkoku Yōkai Taisen (2013, GREE)
Yuru-i GeGeGe noKitarō: Yōkai Dotabata Daisensō for iOS and Android (2018, PONOS and DeNA)
GeGeGe no Kitarō: YōkaiYokochō online game from Yahoo Mobage (2013, Mobage)
Ameba Pigg:"GeGeGe no Kitarō" Area (2014)
GeGeGe no Keiba (2018, JRA)
Но и на этом не конец, вначале 2000х игрой заинтересовался титан рынка починко - Fuji Shoji:
CR GeGeGe no Kitarō (2000, Fuji Shoji)
CR Oi! Kitarō (2003, Fuji Shoji)
CR GeGeGe no Kitarō 3 (2006, Fuji Shoji)
CR GeGeGe no Kitarō: Yōkai Chōjō Kessen (2011, Fuji Shoji)
CR GeGeGe no Kitarō: Jigoku Kara no Shisha (2012, Fuji Shoji)
CR GeGeGe no Kitarō: Hakaba Kara no Shōtaijō (2013, Fuji Shoji)
GeGeGe no Kitarō (2000, Sammy)
GeGeGe no Kitarō SP (2000, Sammy)
GeGeGe no Kitarō: Black Kitarō no Yabō (2014, Fuji Shoji)
31 игра, 8 аниме адаптаций, манга, десятки спектаклей и собственный парк развлечений. Все виды наград, улица в родном городе и любовь целого поколения.
Так выглядит путь автора и Китаро длинной в 40 лет. К сожалению, в возрасте 93 лет в 2015г 11 ноября Сигэру скончался. Его могилу украшает памятник сделанный по собственному эскизу для этих целей еще в 1970г.
А вот памятник автору и его жене размещённый в его родном городе.
Кто же такой этот ваш Китаро?
Сам Китаро — ёкай (представитель потустороннего мира Японии), мальчик, родившийся на кладбище. Последний в своём роду (по егоже заверениям возраст Китаро в районе 350 лет). Одноглазый (чёлка закрывает пустую глазницу). Живёт на кладбище.
Его отец, последний из племени духов, частый игровой спутник, да и на страницах манги встречается регулярно.
Китаро симпатизирует людям и постоянно защищает их от проделок и козней других ёкаев. Вот и весь сюжет.
На фоне этого манга и аниме адаптации выглядят куда интереснее.
Китаро достаточно многогранный персонаж: в какой-то момент он добр и заботлив, а порой показывает свою «тёмную сторону».
Другие персонажи так же интересны и характеры их прописаны отлично.
Как аниме так и манга выделяются своим цинизмом и чёрным юмором. В играх этого, к сожалению, не так много.
Лично я для ознакомления советую экранизацию 2008 года.
Игра выходила в честь 80-летия Сигэру Мидзуки.
Представляет собой отличный платформер с приятной глазу графикой и небывалой для своего времени детализацией. Анимация объектов окружения, противников, самого гг и великолепная озвучка в сочетании с музыкальными темами в духе Ghosts 'n Goblins гарантированно обеспечат вам несколько приятных часов.
Сложность игры вполне себе на уровне времени. Не Castlevania, но определенных навыков и реакции игра потребует.
Сюжет классический. В английской локализации носит название: «The Great Yōkai-Demon War»и этим по сути всё сказано. Представители Ёкаев обозлились на род людской и Китаро вместе с отцом и друзьями отправляется в своё путешествие дабы силой деревянной сандалии защитить слабое человечество.
В заключении
Лично для меня это классика уровня Зельды и ФФ. Я безмерно уважаю создателя Китаро. По моему скромному мнению это эталонный пример автора, который занимался любимым делом и мироздание ответило ему.
В заключении мне хочется привести цитату самого Сигэро Мидзуки из его книги «Теория счастья Мидзуки-сана»:
«Верьте в невидимый мир, делайте то, что не можете не делать»(с)
#аниме #культура японии #культура #компьютерные игры #поп-культура #игры #мнение #религия и история