Привет, на связи "Киноконтроль". Хаяо Миядзаки - один из самых прославленных современных режиссеров анимации. Почти 20 лет назад весь мир оказался покорен его историей "Унесенные призраками". Миядзаки сломал все существовавшие до этого клише об аниме, и его поразительно детализированные миры покорили как критиков, так и обычных зрителей. Что на самом деле означают купальни, поезд и Юбаба? Ответ узнаете в этой статье.
Анимационный фильм "Унесенные призраками", вышедший в 2001 году, изменил отношение всего мира к японской анимации и открыл для нас на тот момент уже почитаемого в Японии режиссера аниматора. С тех пор волшебные миры Миядзаки не перестают очаровывать все новых зрителей. И до сих пор "Унесенные призраками" часто становятся для многих первым серьезным аниме.
Формально это история о девочке Тихиро, которая попала в волшебный мир, спасла друга детства и родителей. Но на самом деле за яркими декорациями купален Юбабы кроется гораздо большее.
Первое, с чем ассоциируется история Тихиро, - это, конечно, знакомая всем "Алиса в стране чудес". Не секрет, что Миядзаки очень любит европейскую литературу. В истории Тихиро и Алисы есть много общего: Алиса падает в волшебную страну через нору, а Тихиро - через тоннель, обе девочки находятся в переломном возрасте взросления и прощания с детством, да и волшебный мир, в котором они оказываются, является во многом отражением мира реального. Кроме того в популярном японском переводе "Алисы" страна чудес называется "страной фусиги". "Фусиги" означает странный и чудной, и именно так Миядзаки называет деревню по ту сторону тоннеля, в которую попадает Тихиро.
В обеих историях еда становится катализатором волшебных изменений. Тема еды для Миядзаки в "Унесенных призраками" играет большую роль: она становится символом богатства и излишеств, которые осуждает режиссер. Как ребенок послевоенного времени он прекрасно понимал ценность еды, которая добывается тяжелым трудом - поэтому еда, тем более взятая без спроса, превращает родителей Тихиро в тучных свиней. Также еда становится символом неприкаянности Безликого, который в поисках любви и привязанности пытается поглотить все вокруг. В этом также есть болезненные амбиции и жажда любви, которые затмевают ему глаза - он теряет гармонию и полностью отдается желанию, которое разрушает все вокруг.
Период работы над "Унесенные призраками" для Миядзаки был кризисным, он практически уходит со студии в 1998 году. Но потом возвращается. Хаяо Миядзаке склоняется к тому, что сестра Юбаба и Дзениба - это два его альтер-эго. Во-первых, режиссер имеет склонность взрываться, а потом извиняться. Во-вторых, работа над фильмом была очень напряженной, и Миядзаки поторапливал своих сотрудников, как Юбаба - сотрудников купален. Сами купальни символизируют безжалостность бизнеса - не случайно, заключая договор с Тихиро, Юбаба меняет ее имя на "Сэн".
Режиссерская студия Миядзаки - тоже своего рода купальни, где измученные работники с помощью анимации помогают людям очиститься и взглянуть на мир по-новому. Фильм Хаяо - это обращение к современной Японии, что настало время отказаться от философии потребительства и вернуться назад к настоящим ценностям.
Также интересным образом становится поезд, который везет героиню в спокойную гавань - к Дзенибе. Этот старый поезд, как будто движется в любимое Миядзаки прошлое. В поезде Тихиро окружают тени, а не настоящие пассажиры. Здесь вспоминается З.Фрейд и его толкование сновидений, где такое путешествие означает смерть. Сам Миядзаки называет эту поездку ключевым моментом своего фильма. В этом фильме он раскрывает свое внутреннее состояние и критикует своих современников.
Какое мнение у вас сложилось об этом анимационном фильме? Оставляйте свои комментарии и подписывайтесь на канал.