По правде говоря, решений подобной проблемы достаточно много: границы понятия «искусство» в современном мире размыты до невозможности. Но что если мы вернемся к классическому пониманию красоты – как можно совместить его с микромиром клеток и бактерий, да еще и используя самый банальный и скучный материал из всех возможных – обычную бумагу...
Еще пару месяцев назад подобный вопрос показался бы мне как минимум странным, но в процессе подготовки статьи о так любимых мной журавликах Кристиана Марианчука, я случайно столкнулась с целым направлением в мире искусства, т.н. бумажной скульптурой.
В большинстве своем представители этой отрасли показались мне мало привлекательными – их абстрактные сюжеты и непонятные инсталляции не очень соотносятся с моими представлениями о прекрасном. Но пара-тройка художников, что называется «зацепила». Об одном из них и пойдет речь в этой статье.
Роган Браун – британский художник, живущий во Франции. С 14 лет он был очарован миром искусства: творил, придумывал, создавал… Ему казалось очень важным иметь возможность воплотить в реальность какие-то мечты и фантазии – порождения воображения. Но все это были лишь отрывистые произведения, сумбурные и мало чем отличающиеся от многих других.
Все изменилось, когда Браун открыл для себя науку: огромную вселенную, состоящую и миллионов, и миллиардов самых разных микро и макро миров: от бактерий и клеток, до галактик – все это было так необычно, так пугающе-интересно и так…красиво…
Вот только понять, постигнуть суть этих миров ему, как и большинству из нас, не имеющих специальных, узкопрофильных знаний, казалось невозможным. Что и неудивительно: мы живем в эпоху, когда наука движется семимильными шагами и является одним из главных идолов современного человечества (в нашей стране это, конечно, не так заметно, но все же тенденция определенная есть) – успеть за всеми ее открытиями и достижениями просто физически невозможно. В итоге, что мир квантовой физики, что микробиология по большей части кажутся нам чем-то слишком сложным, непонятным и скучным…
Браун отнюдь не является исключением – он не научный гений, и даже не ученый средней руки…он – творческая личность, которая решила переосмыслить мир науки по-своему – через призму искусства. И ведь правда: человеку проще всего дается именно то, что его привлекает, – как говорится: «красота – страшная сила». В итоге на свет появилось нечто необычное и интересное: произведения искусства, вдохновленные наукой.
«Для меня цель искусства должна заключаться в том, чтобы помочь людям освободиться от их привычных взглядов, чтобы они могли заново оценить чудеса света, которые находятся прямо у них под носом: красоту бактериальных колоний, покрывающих их кожу, сюрреалистичность, драму миллионов клеток, разделяющихся на две части и делящихся каждое мгновение...» (Роган Браун)
При этом, сказать, чего больше в творчестве Рогана Брауна: науки или искусства, - довольно сложно. Дело в том, что он с кропотливой дотошностью воспроизводит все мельчайшие детали природных форм, стараясь сделать так, чтобы его творчество максимально точно передавало истинную природную красоту – естественную эстетику, которой мы и должны в первую очередь восхищаться.
«От бактерий и деревьев до нейронов, спиральных галактик и субатомных частиц. Я постоянно просматриваю изображения природы во всей ее бесчисленной сложности, всегда ищу корреляции и закономерности, которые затем использую в своей работе». (Роган Браун)
В этом плане Браун, конечно, не является первопроходцем – достаточно вспомнить творческий гений Леонардо да Винчи и «научное искусство» эпохи Возрождения. Но вот материал и техника, выбранные Брауном, в какой-то степени могут считаться новаторскими.
Дело в том, что для своих скульптур Роган Браун использует исключительно бумагу: слой за слоем он закрепляет вырезанные из бумаги формы, создавая объемную фигуру – даже с учетом возможностей лазерной резки бумаги очень сложный и кропотливый процесс, требующий точности, внимательности и терпения…
Почему именно бумага? По словам самого автора, именно этот материал лучше всего иллюстрирует как двойственность природного мира: его хрупкость и одновременно – гибкость и изменчивость, так и главную цель искусства – способность преобразовать что-то простое и обыденное в нечто прекрасное.
"Бумага. Мне нравится простота и доступность этого самого банального и повседневного материала, и я люблю превращать его в нечто уникальное и необычное." (Роган Браун)
Глядя на его произведения, с ним сложно не согласиться. Изящные, хрупкие кораллы и морские растения всех возможных форм, цветов и оттенков – не только их очертания и силуэты переданы с поразительной точностью, но кажется, и сама суть природы – ее уязвимость и изменчивая красота.
Собственно, одной из ключевых направляющих в искусстве Брауна является стремление не только показать исключительную красоту самых обычных природных явлений, но и их хрупкость. Так, целую серию своих произведений он посвятил коралловым рифам, которые постепенно гибнут в условиях современной экологической обстановки…
Вот только тут возникает другой вопрос: не знаю как вам, а мне так кажется несколько странным выбор бумаги для иллюстрации подобных экологических проблем. Ведь все мы знаем какой ценой приходится платить природе за нашу возможность ежедневно изводить в офисах тонны белоснежной бумаги – самый, что ни на есть природный материал, из-за которого исчезают прекрасные леса, а Браун явно не экономит его на своих произведениях искусства… Насколько этично после этого его утверждение о защите природы?
Буд-то бы в ответ на этот вопрос Роган Браун создает несколько произведений из более экологичного материала – пластика, собранного в море и переработанного для возможности дальнейшего использования. Правда пока это только эксперимент – всего три платья, созданных в содружестве с дизайнером и модельером Айрис ван Херпен, известной своими смелыми взглядами на моду.
При этом в этих нарядах, не смотря на нетипичный материал, легко угадывается стиль Рогана Брауна, его любовь к природным формам, и в частности – к микромиру. Здесь также, как и в остальных его работах, на первый план выступает хрупкая, изящная и такая странная красота бактерий, клеток и морских кораллов…
Возможно, в этом кроется главное достижение его творчества: способность открыть заново недоступный пониманию большинства людей, скрытый от них мир, который постоянно существует рядом, но вызывает лишь негативные эмоции. И сделать это открытие так, чтобы мы смогли увидеть красоту даже в щупальцах бактерий и мембранах клеток, уловить прекрасное в том, что восхищало и притягивало лишь научные умы…
Кто знает, может быть в перспективе именно такое искусство станет самым востребованным и понятным, ведь с каждым годом мы все больше и больше углубляемся в мир науки и технических достижений, теряя связь с природными формами и корнями, а потому вполне возможно, что скоро они превратятся для нас во что-то сверхъестественное и фантастическое, а соответственно – очень притягательное и интересное… Вот только вряд ли это можно будет считать достижением нашей цивилизации…
🌺 Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал 🌺