Найти в Дзене

...Он быстро снял шлем и окунул лицо в лунную пыль (ч.2): Страх и ужас на Аполлоне-17

Миссия Apollo 17 была завершена. Вернее, это астронавт-геолог Шмитт думал, что она уже подошла к концу, и потому полез в лунный модуль, чтобы начать готовиться к взлёту. Однако в этот момент крепкая рука командира Юджина Сернана остановила его. А ещё больше остановил голос в переговорном устройстве, который как-то нервно произнёс: "Ты куда это собрался?"

Весельчак Шмитт хотел отшутиться фразой, что он-то собрался домой, на Землю, а вот куда собирается сам Сернан, ему неведомо... но что-то в нотках командирского голоса заставило его забыть про шуточки и самому спросить:

— А что такое, Юджин? Разве нам не пора взлетать?
— Нам-то пора, и уже давно. Только вот ты, мистер геолог, ещё не завершил последнее дело нашей миссии.

Сернан говорил непривычно сурово. Харрисон Шмитт посмотрел на него и увидел, что у Сернана - редкий случай! - поднят светофильтр шлема. Под прозрачным стеклом хорошо виднелось его лицо. Оно показалось Шмитту злым, напряжённым и почему-то очень пыльным. "Но как может лунная пыль проникнуть внутрь скафандра? Это же исключено!" - промелькнула мысль у геолога, но вслух он спросил чуть дрожащим голосом (уже понимая, что за неподходящий вопрос или неверную интонацию здоровяк Сернан вломит ему прямо тут, в густой черноте тени от лунного модуля "Челленджер"- тем более, что и свидетелей-то нет)

— Последнее дело? Эээ.... а какое дело? Прости, я что-то не могу взять в толк. Наверное, на Солнце перегрелся.

Вместо ответа командир Сернан внезапно зарычал, обхватил его рукой за горло (рука в перчатке не позволяла ухватить как-то иначе) и куда-то поволок. Геолог мысленно уже начал прощаться с жизнью, решив, что на командира всё-таки подействовала лунная радиация (хотя несколько топ-менеджеров НАСА перед отлётом клялись им на Библии, что на Луне она даже меньше, чем земная, и здоровью астронавтов ничто не грозит) и тот начал сходить с ума.

Однако через несколько метров Юджин Сернан остановился, выпустил геолога из удушающего объятия своей богатырской руки и этой же рукой указал куда-то вниз, на реголит:

— Видишь?!
— Вижу... что? - осторожно спросил Шмитт, и горло его тревожно сжалось, ожидая нового броска командира. — Реголит? Нужно ещё набрать? Но мы и так уже 110 килограмм нагрузили. Если возьмём больше, нам не взлететь - перегрузка!
— Лица - видишь?.. - одной рукой Сернан показал снова вниз, а другой неожиданно дал подзатыльник напарнику.

От полученного удара в глазах Шмитта что-то сразу замечательно сфокусировалось и он узрел на лунном песке одиннадцать небольших то ли кругов, то ли мини-кратеров.

Присмотревшись немного, в самом первом, левом, он отчётливо разглядел лицо Нила Армстронга с А-11, а во втором - похоже было, что Базза Олдрина с того же корабля. Следующие круги были не вполне ему понятны, зато в завершающем, одиннадцатом углублении на реголите он сразу опознал физиономию своего свирепого командира. Без сомнения, это был именно тот! Но... зачем? Что это вообще такое и для чего?

Видя замешательство Шмитта, Сернан скомандовал:

— Снимай шлем и приложись фэйсом об реголит.

Харрисон понял, что боится уточнять назначение этого действа. Но и ложиться лицом в лунный песок тоже казалось диким и пугающим, поэтому он всё же решился спросить:

— Юджин! А для чего ты сам это сделал? И почему теперь нужно делать это мне?!

Сернан завыл, подняв голову кверху, как выл бы земной волк опостылевшими зимними голодными ночами на Луну. Однако, поскольку дело происходило на Луне, ему пришлось найти глазами в небе голубую планету и выть на неё.

Как следует провывшись, Юджин опять вспомнил про Шмитта и закричал в микрофон (от чего в Хьюстонском ЦУПе вышли из строя сразу оба динамика трансляции переговоров с "Аполлоном"):

— Я НЕ ЗНАЮ ЗАЧЕМ ЭТО ДЕЛАЕТСЯ!!!

"Мамочка!.." - хотел закричать в ответ Шмитт, но от страха прикусил язык и сказать ничего не смог. Между тем отдышавшийся Юджин внезапно полностью успокоился и начал объяснять своим привычным неторопливым тоном:

— Так всегда делается, Харри. Каждый экипаж "Аполлонов" зачем--то снимает шлемы и ныряет мордами в песок. Я, честно, ни хрена не понимаю в этом традиции. Но парни из отряда астронавтов мне нашептали однажды в баре, что началась она после того как Арм ляпнул по громкой связи это своё про "большой скачок человечества"...

— Может, это было какое-то проклятие? - предположил суеверный Шмитт.

— Знаешь что, мистер Шмитт, или как там тебя, дьявола... - почти нежным голосом произнёс Юджин Сернан, - проклятие или нет, но давай-ка ты сейчас тоже снимешь свой чёртов шлем и нырнешь в проклятый песок, так чтобы после тебя осталась симпатичная новая лунка с твоим фасом. Потому что если ты этого не сделаешь, дорогуша, на Землю приедет 80 килограммов реголита дополнительно к собранному, а на Луне появится первая в истории могила астронавта...

— Это маленькая яма для человека, но большая ямища для всего человечества! - хотел было, как обычно, похохмить Шмитт, но внезапно понял, что речь идёт о нём, и предпочёл побыстрее снять гермошлем.

... Всё это время, пока Харрисон Шмитт елозил лицом в песке, потом много раз чихал и кашлял, и наконец начал надевать обратно шлем, командир Юджин Сернан неподвижно стоял, отдавая воинское приветствие то ли колеблющемуся неподалёку американскому флагу, то ли лицам коллег-астронавтов на реголите. В голове старого вояки, бывшего морского лётчика, крутилось: "Ох уж эти гражданские. Никогда они не смогут понять гордых военных обычаев. Сказано "суй голову в песок" - берёшь и засовываешь! Чего думать-то?".

Но вместо всего этого он произнёс в микрофон:

— Покидая Луну, мы уходим так же как и пришли. И, с божьей помощью, вернёмся — с миром и надеждой для всего человечества. А если кто-то из человечества не захочет поверить, что мы сюда приходили - то мы с божьей помощью найдём такого фому неверующего и вломим ему канделябром по голове! Это говорю вам я, Юджин Эндрю «Джин» Сернан, командир Apollo 17, из лунного Моря Ясности, ясно вам, засранцы?!

____________________________________________

... в ЦУПе последнюю мысль Юджина горячо одобрили и даже зааплодировали, но из записи и стенограммы предпочли убрать. На дворе стоял конец декабря 1972 года и уже лучше было не говорить публично всё подряд....

Алексей Королёв, поклонник "Лунной Аферы"

Читайте начало эпопеи: ... Он быстро снял шлем и окунул лицо в лунную пыль: рождение традиции. Аполлон-11