Найти тему
ПАНТОГРАФ

Малоизвестные факты. Узкоколейная железная дорога Свалявского лесокомбината

Честно говоря, информации об этой узкоколейной железной дороге раз, два и обчелся. Кроме того, почему-то пропала информация о ней с сайта Болашенко. Но эту дорогу я видел своими глазами, разумеется, в детстве или подростковом возрасте, мне сложно сказать, в каком году я обратил на нее внимание. И обратил, когда ехал по железной дороге, при подъезде к станции Свалява со стороны Львова с левой стороны располагалось предприятие, и на его территории видны были вагоны, узкоколейные локомотивы и пути. Всегда, когда проезжал это место, внимательно всматривался из окна железнодорожного вагона, чтобы рассмотреть лучше.

По иронии судьбы, я не обращал внимание и ничего не знал о данной узкоколейке, когда проживал непосредственно в Сваляве. Но, полагаю, читатели меня поймут. В Сваляве я проживал в возрасте 0,5 - 6 лет. В подобном возрасте одни мы гуляли в пределах военного городка и его окрестностей, в город, в район вокзала, в центр и т.п. я ходил уже с кем-то из родителей. И хотя как-то я мог упросить отца иногда сводить меня к вокзалу и станции, до линии узкоколейки мы не доходили, зато тогда я посидел в кабине электровоза (или ВЛ11М или ВЛ10) и маневрового тепловоза ЧМЭ3. Мне вообще кажется впервые я обратил внимание на узкоколейку, когда уже не жил в Сваляве, толи я тогда проживал в соседнем Мукачево, толи уже в Чехословакии, да суть не важно. В 2009 - 2011 годах я уже не замечал ее.

Немного о том, где она находилась. Пролегала она по территории Свалявского лесокомбината, официально имеющего адрес по улице Менделеева, а фактически находящийся между ней и железнодорожной станцией.

Красным обведена примерная  территория комбината, скан с гугл.мап.
Красным обведена примерная территория комбината, скан с гугл.мап.

К сожалению, комбинат, открытый в годы СССР в 1958 году на базе ранее существовавшего предприятия пал под натиском рынка в независимой Украине. В соответствии с семилетним планом развития народного хозяйства СССР 1959 - 1965 годов предприятие было расширено - были построены деревообрабатывающий цех, паро-сушильное хозяйство, а также обеспечена комплексная механизация складских работ. В 1964 году на лесокомбинате был введён в эксплуатацию цех древесно-стружечных плит, первым в СССР освоивший проектную мощность установленного оборудования. В конце 1965 года на лесокомбинате был введен в эксплуатацию мебельный цех, производственная мощность которого обеспечивала выпуск сборной мебели на сумму 12 миллионов рублей в год в ценах 1969 года. В августе 1967 года комбинат освоил производство столовых мебельных гарнитуров с покрытием из полиэфирного лака. С 1973 года специализацией Свалявского лесокомбината стало производство корпусной мебели и стульев. В 1990 году группой работников комбината был разработан способ облагораживания поверхности изделий из древесины методом обработки поверхности изделий горячими полированными валками на замедленной скорости при температуре 150 градусов по Цельсию.

Двухстойловое депо, фото Архив Паровоза.ИС, 90-е годы.
Двухстойловое депо, фото Архив Паровоза.ИС, 90-е годы.

В целом, в советское время комбинат являлся одним из крупнейших предприятий города, на его балансе находились построенный в 1959 году в Сваляве Дворец культуры, санаторий-профилакторий "Кислый поток" в селе Стройное Свалявского района Закарпатской области и другие объекты социальной инфраструктуры.

Пересечение путей широкой и узкой колеи, 2003 год, фото с сайта https://narrow.parovoz.com/newgallery/pg_view.php?ID=126295, автор Андрей Порев.
Пересечение путей широкой и узкой колеи, 2003 год, фото с сайта https://narrow.parovoz.com/newgallery/pg_view.php?ID=126295, автор Андрей Порев.

2 октября 2002 года уже во времена независимой Украины комбинат был признан банкротом и предприятие было ликвидировано. Оборудование стало разбираться на металлолом.

Комбинат был такой, что у него существовала собственная лесовозная железная дорога, достигавшая в лучшее время протяженности 104 км. В лучшие времена дорога имела следующие линии: Свалява - Голубиное - Поляна - Павлово - Плоское - Вышний Быстрый - Родниковка - Родникова Гута с ответвлениями на Уклин, Даковский, Оленево и Свалява - Ганьковица - Подполозье - Жденево.

Тепловоз ТУ6А-3658 в Сваляве, 2003 год, фото с сайта Паровоз.ИС, автор Андрей Порев.
Тепловоз ТУ6А-3658 в Сваляве, 2003 год, фото с сайта Паровоз.ИС, автор Андрей Порев.

В большинстве своем железная дорога была разобрана до 1984 года, так что я уже застал, как говорится, остатки былого величия, тем более, что на закате своего существования железная дорога в большей степени работала как заводская для заталкивания вагонов с древесиной в печи для получения древесного угля. Кстати, на дороге имелось весьма своеобразное пересечение колей 750 и 1520 в одном уровне: трехметровый кусок рельсов узкой колеи "набрасывался" сверху на широкую колею, и по этому "мосту" проходил узкоколейный поезд. Также на дороге имелось двухстойловое депо. Рельсы на территории самого комбината сохранялись как минимум в 2003 году, в наше время, дорога стала достоянием истории.

Тепловоз ТУ6А-3658  и необычные лесовозные вагоны, фото Архив Паровоза.ИС, 90-е годы.
Тепловоз ТУ6А-3658 и необычные лесовозные вагоны, фото Архив Паровоза.ИС, 90-е годы.

По данным сайта Паровоз.ИС в начале 2000-х годов из тяги на дороге были тепловозы ТУ6А-3375, 3658 и один без номера. Ранее эксплуатировались еще дополнительные ТУ6А и ТУ4.

Пути на территории комбината, 2003 год, фото с сайта Паровоз.ИС, автор Андрей Порев.
Пути на территории комбината, 2003 год, фото с сайта Паровоз.ИС, автор Андрей Порев.
Пути широкой электрифицированной железной дороги Львов - Мукачево - Чоп - граница (слева) и пути узкой колеи (справа), 2003 год, фото с сайта Паровоз.ИС, автор Андрей Порев.
Пути широкой электрифицированной железной дороги Львов - Мукачево - Чоп - граница (слева) и пути узкой колеи (справа), 2003 год, фото с сайта Паровоз.ИС, автор Андрей Порев.

Канал "ПАНТОГРАФ". Фото с сайта Паровоз.ИС, использована информация сайта Паровоз.ИС и https://ww.google-info.org/.

Наша группа в ВК:

ПАНТОГРАФ - присоединяемся к нашей группе поддержки

Другие материалы канала:

Изготовлен юбилейный сотый тяговый агрегат НП1

Неосуществленный проект Трансмашхолдинга - двухэтажный электропоезд постоянного тока

Железнодорожные фотографии за первое полугодие 2009 года. Еще пестрая окраска техники

-8