Август — месяц, когда у родителей остаётся последний шанс определиться с местом учёбы на будущий год. «Цимес» спросил учеников нескольких еврейских школ в разных городах России, а также их родителей, что им нравится и не нравится в школе, почему они её выбрали и как относятся к этому сейчас. Но не все ответы оказались такими радужными, как мы ожидали.
Имена некоторых героев материала изменены по их просьбе. Если вам тоже есть за что поругать и за что похвалить вашу еврейскую школу (можно анонимно) — напишите нам об этом в комментариях или в личные сообщения любой соцсети. Мы с вами обязательно свяжемся!
Школа №12 ОРТ «Мишпахтейну», Казань
Алла, выпускница
— Моя школа относится к всемирной системе еврейских школ ОРТ. Училась я в ней с первого по 11-й класс и была очень рада получать там образование. Правда, больше всего мне нравились каникулы.
Школа подарила мне огромное количество друзей, с которыми я продолжаю общаться и сейчас.
Из еврейских предметов у меня был только иврит (и то на достаточно базовом уровне). В итоге язык я знаю хорошо, но только потому, что два года жила и училась в Израиле.
Моя школа — яркий пример многонациональности Республики Татарстан и Казани в частности. Там учатся не только евреи, но и представители других национальностей, живущих в Казани. Однако, на мой взгляд, школе не хватает часов преподавания именно еврейских предметов: иврита, традиции и др.
Инга, мама Аллы
— Это единственная школа в нашем городе, где учат иврит и отмечают еврейские праздники. Мне было важно, чтобы моя дочь росла с ощущением, что быть еврейкой — не повод для стеснения. Говоря о «еврейской школе», мы подразумеваем некую связь с историей, традицией и религией, но по факту отношение к этим вещам в школе довольно формальное: уроки традиции в школе отменили, поскольку значимая часть учеников не имеет еврейских корней. Иврит дочь знает хорошо, но это, скорее, связано с тем, что наша семья соблюдает традиции: дома у нас кашрут, мы отмечаем Шаббат и праздники, всегда находимся на связи с равом и рабанит нашей общины.
Я сама окончила математическую школу, нам всегда много задавали на дом. Но пока я наблюдала за процессом обучения своего ребёнка, ощущение какой-то работы у меня было лишь с её первого по четвёртый класс. По сравнению с начальной в средней и старшей школе уровень образования явно провисает. Отчасти это связано с частой сменой учителей, в результате происходит большой отток учеников в другие школы.
На мой взгляд, в школе есть острая потребность в учителях, которые не станут отрабатывать на детях свои комплексы и не станут доказывать свою правоту за счёт унижения детей, тем более прилюдного.
Школе нужны учителя, искренне интересующиеся еврейскими традициями, — и, разумеется, сами уроки традиции тоже нужны. Не хватает и инклюзивного блока — важно, чтобы дети знали, что есть разные люди, всем нужно по возможности помогать и ко всем относиться уважительно.
Школы «Хедер Менахем» и «Бнот Менахем», Москва
Двора, ученица школы «Бнот Менахем», 11 лет
— В школе мне нравится математика и иврит, особенно то, что связано с Торой. Русский и английский — не очень. По русскому языку я люблю слушать «Радионяню» — папа включает нам записи. Я люблю читать, особенно про путешествия во времени.
Яша, ученик школы «Хедер Менахем», 8 лет
— Мне нравятся в школе друзья и многие учителя, нравится учиться вообще. Не нравится физкультура и не всегда нравятся обеды. Я люблю играть в лего и слушать уроки по истории на специальном канале в интернете. Сейчас мне интересна история Золотой Орды, а ещё — про Александра Македонского.
Ханна-Шифра, 6 лет, подготовительная группа школы «Бнот Менахем»
— Я люблю сказки про принцесс. Ещё мне очень нравится русский и английский. Мы там учим песни и слова. Интересно, что будет в первом классе!
Гершон Коган, отец Дворы, Яши и Ханны-Шифры
— У меня религиозная семья с четырьмя детьми. Поэтому образование и воспитание детей для нас имеют ключевое значение. Нам критически важно, чтобы дети ходили туда, где приняты наши ценности, поэтому к тому моменту, как наша дочь доросла до первого класса, мы рассматривали только две московские школы — «Решит Хохма» и «Бнот Менахем». Именно в этих школах обеспечивался должный уровень религиозного воспитания.
Выбрали «Бнот Менахем», школу для девочек, входящую в систему «Хабада», хотя мы и не хабадники, — за устоявшуюся систему образования. Переехали ради этой школы в другой район. Позже старший сын пошёл в соседнюю школу для мальчиков «Хедер Менахем».
Мы очень довольны. Учителя внимательны к детям и вкладывают в каждого ребёнка максимум. Ребёнок рассматривается как личность.
Поначалу у меня, как у человека, окончившего хорошую московскую школу, были опасения, что в религиозной школе не будет нужного уровня светского образования. Со временем я успокоился на этот счёт: образование — не сумма знаний, а навык их добывать, критически мыслить, не стесняться задавать вопросы.
Эти навыки как раз и прививаются еврейским религиозным образованием, и я вижу по сыну и дочери, что набрать необходимые знания по интересующей теме они могут и сами. Отдельный плюс — основные предметы преподаются на иврите, поэтому дети постепенно становятся двуязычными.
Школа №1311 «Тхия», Москва
Дарья, мама ученицы средних классов
— В народе школу дочери знают как «школу Липмана», по имени Григория Исааковича Липмана, её первого директора. Мы выбрали школу по рекомендации друзей: они были очень довольны, что отношение их детей к школе в целом и к учёбе в частности изменилось с приходом в №1311. Дочь учится там ещё с дошкольной подготовки — группа называется «Тинок» (на иврите — «Младенец»), ею руководит Елена Григорьевна Липман.
Самого Григория Исааковича в качестве директора мы не застали, но были свидетелями ухода учителей, покидающих школу вслед за ним. Учителя начальных классов остались; к «началке» у меня вопросов нет, завуч Марианна Семёновна Тульчинская — отличный человек и педагог. Но уровень преподавательского состава в средней школе, на мой взгляд, упал: пришли более молодые учителя, отзывы родителей не воодушевляют. Мне кажется, школе нужен более профессиональный педагогический состав.
Дети в школе питаются кошерно, изучают традицию в рамках программы, отмечают еврейские праздники с викторинами, квестами и костюмированными мероприятиями, во время каникул мадрихи «Сохнута» проводят на территории школы дневные лагеря «Йом фест».
Если у кого-то из детей день рождения, ребёнок приносит угощения с учётом кашрута.
С другой стороны, детям не нужно одеваться по законам скромности, девочки могут ходить в брюках и джинсах. Соотношение светских и религиозных предметов — примерно 90% на 10%. Иврит преподают довольно слабо. В целом всё хорошо, но многое зависит от желания родителей поддерживать еврейский компонент.
Школа «Решит Хохма», Москва
Оделия, ученица 3 класса
— Мне нравится, что школа рядом с домом. Я люблю приходить вовремя, потому что завуч или директор встречают меня улыбкой. Ещё мне нравится урок ИЗО. На самом деле, мне всё нравится в моей школе.
Мириам, мама Оделии
— Выбирая школу, мы в первую очередь думали об окружении, в котором будет расти ребёнок.
Это очень влияет на детей, их моральные ценности и интересы — ведь школьные друзья остаются на всю жизнь.
Поскольку мы соблюдающие евреи, нам важно, чтобы дети учились не просто в еврейской, а непременно в религиозной школе. При поступлении Оделия проходила тесты на уровень развития речи и на знание иврита, математики и окружающего мира, а также собеседование со школьным психологом. Наша дочь легко справилась со всеми заданиями.
В школе «Решит Хохма», кроме обычной программы, есть религиозные предметы и иврит. Мы довольны уровнем обучения, но ещё больше нам нравится атмосфера в школе. Классы небольшие, большинство семей знакомы друг с другом, администрация приветлива и готова идти навстречу. После занятий есть кружки по интересам — наша дочка занимается в школе гимнастикой дважды в неделю. В целом мы очень довольны школой и рады, что выбрали именно её.
Школа №550 ОРТ «Школа информационных технологий», Санкт-Петербург
Соня, ученица начальных классов
— В школе мне нравятся некоторые отдельные педагоги и кружки. Не нравятся отношения с одноклассниками и что учителя кричат. Мои любимые предметы — русский язык, литература, иврит и рисование. Самое сложное для меня — это математика.
Я бы хотела, чтобы в школе был хороший туалет, новый учитель и люди, которые помогают детям.
Рита, мама Сони
— Школу №550 мы выбрали случайно: накануне учебного года я спрашивала у всех подряд, где учатся дети и куда кто собирается поступать. И наша знакомая, связанная с системой образования, сказала, что в одной школе в первом классе освобождается место.
Школа находится в историческом центре Санкт-Петербурга. Уровень образования пока оценить сложно, поскольку дочь только начала учиться, но в целом ей там не нравится, кроме некоторых активностей типа дополнительных занятий и творческих кружков. Иврит дочь знает на начальном уровне, праздники и традиции — на среднем. Не могу сказать, что мы поддерживаем традиции дома: иногда мы ходим в синагогу, но регулярной связи с общиной у нас нет.
На мой взгляд, учителям сильно не хватает уважительного отношения к детям: случается, что на детей кричат, обзывают их, говорят разные унизительные вещи. Я пыталась поговорить напрямую с педагогом, но, к сожалению, ничего не вышло. Я считаю, что учителя должны не только транслировать знания, но и уметь использовать эмоциональный интеллект, следить за атмосферой в классе и отношениями между детьми.
Записали Настя Венчикова и Мария Вуль
Если вам тоже есть за что поругать и за что похвалить вашу еврейскую школу (можно анонимно) — напишите нам об этом в комментариях или в личные сообщения любой нашей соцсети. Мы с вами обязательно свяжемся!
Больше интересного на сайте «Цимеса»: