Пески барханов в Северо-Западном Прикаспии скрывают следы жизнедеятельности людей минувших эпох и останки животных, живших когда-то в этих местах. Работа ветра помогает палеонтологам — когда песчаная толща отступает, обнажается история. Сорванные покровы заставляют задуматься о хрупкости существующей экосистемы и жизни в целом.
В котловинах выдувания накапливаются скелеты мёртвых животных и птиц. Когда пески перемещает ветер, они вновь оказываются на дневной поверхности. Порой эоловые процессы позволяют учёным делать удивительные находки.
К примеру, несколько лет назад на территории заповедника "Чёрные земли" был найден фрагмент бивня степного мамонта, обитавшего в этих местах около 300 тысяч лет назад. Благодаря подобным находкам удалось установить, что с конца плейстоцена и до среднего голоцена (X–VIII века до н.э.) правобережье Волги населяли ныне вымершие виды грызунов: жёлтая пеструшка и большая песчанка. После их исчезновения ведущая роль в экосистеме перешла к полуденной и тамарисковой песчанкам. Чуть позже к ним добавились малый суслик, слепушонка и большой тушканчик. Судя по всему, окончательный современный облик фауна грызунов приобрела к XIII–XIV векам.
Изменения фауны в то далёкое время, безусловно, были связаны с понижением уровня Каспийского моря и общим повышением засушливости климата. Однако учёные отмечают, что уже тогда человек начал влиять на окружающую среду — природа Прикаспия серьёзно менялась под влиянием деятельности скотоводов-кочевников.