Когда возникает знание? Тогда, когда возникает вопрос. В этом и заключается суть интерактивного обучения. Вопросы может задавать учитель, а может и компьютерная программа. У компьютерной программы есть некоторые неоспоримые преимущества: она не устаёт, вопросы её продуманы, а возможность неверного ответа просто исключена.
Но не любая интерактивная программа будет пользоваться спросом, а только та, которая в полной мере отвечают потребностям и учителя, и учащегося. Лишь интерактивные программы, представляющие собой поурочные разработки к учебникам, по которым обучаются в школе, будут востребованы и учителем, и учащимися.
К настоящему времени разработаны интерактивные программы по русскому языку для начальной школы. И традиционная методика, и компьютерная программа берут за основу учебники русского языка, изданных издательством «Просвещение». Авторы учебных пособий для начальной школы – В. П. Канакина и В. Г. Горецкий. Интерактивная программа позволяет самостоятельно изучить учебный материал, представленный в данных учебниках.
Учебник и урок – это далеко не одно и то же. Урок – это как бы сочинение на заданную тему. Перечитываешь сочинение и что-нибудь подправляешь. Проводишь один и тот же урок и обязательно вносишь какие-либо изменения. Интерактивный урок не является исключением – совершенствовать его можно до бесконечности. Каждый может внести свою лепту: указать на ошибку, неточность, предложить что-то улучшить и так далее. Исправления можно внести в считанные минуты.
Интерактивная программа учитывает индивидуальные особенности учащегося. К примеру, на выполнение задания по умолчанию отводится одна минута. Время выполнения задания можно изменить в большую или меньшую сторону. Повторное выполнения задания – это тоже учёт индивидуальных особенностей учащегося. Каждый может настроить программу под себя.
Выполнение упражнений схоже с разгадыванием кроссворда. Ответ учащийся может и не знать, но непременно может его найти, проанализировав текст упражнения.
В ряде случаев учащийся придёт к верному ответу путём научного тыка. Ничего страшного в этом нет. Почему? По двум причинам. Первая причина заключается в том, что фундамент любого знания – память. Мнемоническое знание формируется по принципу: услышал, увидел – запомнил. Вторая причина: формирование знания – это процесс, разделённый на три этапа. Этап первый – постановка вопроса. Этап второй – многократные ответы на один и тот же вопрос. Этап заключительный – внешнее знание становится умственным навыком человека, то есть человек автоматически отвечает на поставленный вопрос. К примеру, после того как ребёнок выучит таблицу умножения, то он операцию умножения не производит, а сразу же даёт ответ. Первые два этапа обучения – это мнемоническое знание. Третий этап – это логическое знание.
Мнемонические приёмы, используемые в программе, самые разнообразные. К примеру, в программах первых трёх лет обучения цветом выделены буквы, в написании которых может быть допущена ошибка. Красным цветом выделяются гласные буквы в слабой (безударной) позиции, зелёным – согласные буквы, обозначающие мягкий звук, синим – согласные буквы, обозначающие твёрдый звук. Выделение цветом преследует две цели: первая – заучиваются орфограммы, вторая – формируются знания о звуковом составе слова. Учащимся остаётся только запомнить, когда согласные буквы обозначают глухие и звонкие звуки, чтобы без труда произвести фонетический разбор слова.
Интерактивная программа позволяет одновременно изучать слово в трёх его основных значениях: лексическом, морфологическом и синтаксическом.
Интерактивная программа даст ребёнку не только больше знаний, чем традиционное обучение, но и увеличит скорость и качество мышления. При верном подходе учёба превратится в увлекательную интеллектуальную игру.
В общем, интерактивная программа позволяет утопающему спасти самого себя. Было бы желание!!!
Надеемся, что учителя будут пользоваться данными программами. Сочетание традиционного и интерактивного обучения даст поразительные результаты. Результаты будут не менее впечатляющими, если ребёнок будет самостоятельно пользоваться программой.