Найти тему
Маша Чернова

"Учитель сказал..." Немного о мудрости Конфуция

Конфуций. Иллюстрация из открытых источников.
Конфуций. Иллюстрация из открытых источников.

Конфуций - великий китайский мудрец. Он не оставил после себя грандиозных многотомных трудов, остались только записанные учениками его высказывания, перед которыми всегда написано: "Учитель сказал...", но слова учителя оказали огромное, величайшее влияние на всё китайское мировоззрение, китайскую государственность, китайскую историю.

Мы не обсуждали в мельчайших подробностях буквально всё им сказанное, а лишь остановились на основных терминах и понятиях его доктрины и поговорили о нескольких самых интересных цитатах.

В присутствии двух благородных мужей - моего папы и моего котика - мне было в этот раз особенно уютно и комфортно. Они оба для меня являются воплощением идеалов Конфуция.

М.: Что лежало в основе взглядов самого Учителя и что должны были изучить для приближения к истине его ученики?

П.: Это так называемые "шесть канонов":

1. "И цзин" - "Книга перемен";

2. "ши цзин" - "Книга песен";

3. "Шу цзин" - "Книга документов";

4. "Ли цзи" - "Записи о ритуале";

5. "Юэ цзин" - "Книга музыки" (не сохранилась);

6. "Чунь-цу" - "Книга Вёсен и Осеней" (хроника царства Лу, начинающаяся с 722 г. до н. э. и заканчивающаяся 479 г. до н. э. - годом смерти Конфуция).

Основной же источник сведений о его учении - это "Лунь Юй" ("Суждения и беседы").

М.: А есть ли в учении Конфуция что-то самое-пресамое главное, фундаментальное?

П.: Да, конечно есть. Это "исправление имён" и "благородный муж".

"Исправление имён" можно интерпретировать как изменение вещей путём приведение их в соответствие с именами, названиями. "Пусть правитель будет правителем, министр - министром, отец - отцом, сын - сыном".

А "благородный муж", являющийся антиподом "низкого человека" благороден не только и не столько аристократическим происхождением, сколько воспитанием, образом жизни, наличием определённых качеств.

М.: А каких именно качеств?

П.: А таких качеств несколько.

Это жень (гуманность). "Чего не желаешь себе, того не делай людям".

Это сяо (сыновняя почтительность, уважение). "Служи своему отцу так, как бы требовал от сына служить себе. Служи своему правителю так, как бы требовал от подчинённого служить тебе".

Это ли (этикет). "Не знать ли - значит не иметь возможности укрепиться".

Это и (долг). Смысл жизни благородного мужа - выполнение долга, даже когда он противоречит его собственным интересам и выгоде.

Это мин (знание воли Неба). "Тот, кто не знает мин, не может быть благородным мужем").

М.: Строго всё...

П.: Но, согласись, не так строго, как у японских самураев, и гуманнее...

Ну вот, для сравнения, характерные черты благородного мужа и низкого человека.

Благородный муж следует долгу и закону. - Низкий человек думает только о своих интересах и своей выгоде.

Благородный муж требователен к себе. - Низкий человек требователен к другим.

Благородный муж таков, что о нём нельзя судить по мелочам. - О низком человеке можно судить по мелочам.

Благородному мужу можно доверит великие дела. - Низкому человеку нельзя доверить никаких дел.

Благородный муж живёт в согласии с другими людьми, но не следует за ними. - Низкий человек следует за другими людьми, но не живёт в согласии с ними.

Благородному мужу не трудно услужить, но трудно доставить радость, так как радость ему приносит лишь должное. - Низкому человеку трудно услужить, но легко доставить дешёвую радость.

Благородный муж готов идти на смерть ради других людей, ради правителя. - Низкий человек кончает жизнь самоубийством в канаве.

Благородный муж боится велений Неба, мнения великих людей, слов мудрецов. - Низкий человек не знает велений Неба и не боится его, презирает великих людей, не обращает внимания на слова мудрецов.

М.: Низкий человек - типичный среднестатистический "патриот", ему ещё водки налить до краёв. Или колбасы подешевле ящик подогнать... Но и у благородного мужа есть парочка таких черт, которые лично у меня симпатии не вызывают: идти не смерть ради правителя и бояться великих людей.

П.: Вполне в духе позапрошлого тысячелетия и азиатского менталитета. Конфуций - это вам не Сенека и не Эпикур. Как говорил прапорщик из анекдотов, "здесь вам не тут!", однако... Да и вся же дальнейшая китайская история, за исключением отдельных случайных эпизодов, в том же ключе.

М.: ...А вот другие отличительные черты благородного мужа - это твой портрет, папуль! Да и котик - благородный муж кошачьего происхождения.

(Папа краснеет. Котик смотрит на меня флегматично и произносит: "Мыфффф...").

П.: Но не стоит забывать и этого: "Суть господина подобна ветру, а суть простых людей подобна траве. И когда ветер веет над травой, она не может выбирать, а наклоняется". Вот нам и совет, сегодняшним...

М.: А теперь я предлагаю вспомнить самые интересные цитаты и, может быть, обсудить их при необходимости в пределах одной или двух реплик.

П.: Ну, начинай, Машуля!

М.: "Учитель сказал: "Не беспокойся о том, что люди тебя не знают, а беспокойся о том, что ты не знаешь людей".

П.: Буду давать ответ одной фразой...

Не каждого я могу буквально "прочитать" одним взглядом, но и я - точно не открытая книга.

М.: "Учитель сказал: "Только обладающий человеколюбием может любить людей и ненавидеть людей".

П.: Прекрасные слова...

Если кто-то вызывает у меня своим обликом, своими делами ненависть, то это ещё не означает, что я злобный человеконенавистник. Я вполне могу любить людей вообще и этого конкретного человека в частности. Я ненавижу не его, а то дрянное, что в нём есть, что из него лезет...

М.: "Учитель сказал: "Лишь самые умные и самые глупые не могут измениться".

П.: ...Тогда мы ни к тем, ни к другим, хвала Небу, не относимся. И это радует.