Путешествие по России 2021. Пушкин, Екатерининский дворец.
Екатерина I, жена Петра I, принявшая власть из рук умирающего супруга, не сильно-то интересовалась управлением Россией. Ей вполне хватало Царского села: здесь она строила свой собственный дворец, а затем, уже при последующих правителях появились как бы игрушечные "главные здания": адмиралтейство, дворцы и бани, эрмитаж, и даже собственная пирамида - усыпальница для царских домашних питомцев.
По отзывам дам того времени, в данном случае, Вильгельмины Байретской, Екатерина не отличалась изысканным вкусом. Всё в её внешности выдавало низкое происхождение - старомодные платья с блёстками и амулетами, "около дюжины орденов" и другие приметы "странствующей немецкой актрисы". Это и неудивительно, так как попала она на царский двор в результате длинного обмена ею в качестве служанки, управляющей в доме сначала фельдмаршала Шереметева, который захватил её среди других жителей Ливонии в ходе осады одной из крепостей, затем по первому намёку переданной Меншикову (он жаловался, что его плохо обслуживают в его доме, Марту, а никакую не Екатерину на тот момент, тут же собрали и представили ей нового хозяина). Затем девушка на одном из приёмов глянулась Петру, её тут же передали ему в полное управление. И только когда женщина уже родила Петру двоих детей, тот решил узаконить их отношения. Таким образом, мы отчётливо видим, что особой изысканностью манер Екатерина и не могла обладать, зато умела нравится и была, судя по всему, хорошей хозяйкой в доме.
И вот эта вот, с позволения сказать, самодержица правила нами два года после Петра. Фактическое управление было в руках её бывшего хозяина Меншикова. Но бесконечные кутежи подорвали здоровье императрицы, она быстро умерла. Оставив нам в наследство то самое Царское село.
Далее парк расширяли и строили, особенно большой вклад внесла за время своего долгого правления Екатерина II.
Эрмитаж - это не конкретное место в мире, это такой тип зданий. Екатерина II захотела себе собственный Эрмитаж. В переводе с французского это место уединения, малый сельский дворец. В своём эрмитаже она устроила роскошную едальню, на первом этаже которой слуги сервировали столы, и с помощью специальных механизмов поднимали их в готовом виде на второй этаж. Ну чтоб не мешать балу и всякой там мазурке... Гости общаются, танцуют, разогреваются напитками, и тут раааз! Из-под полов появляются яства и начинается обед!
Колонны и балясины, конечно, потрясающие. Отчего сейчас не встретишь ни в одном магазине такой красоты?
Сохранность и качество реконструкции впечатляет.
Там, внутри, загороженная стеклом по типу оранжереи, сохранилась тротуарная кладка дореволюционной эпохи.
А вот придуманное ей Адмиралтейство: здание на берегу пруда, которое по сути дела было просто шлюпочной.
Сибирский или Мраморный мост - так названо это сооружение.
Каждый элемент моста был создан уральскими умельцами из лучших пород мрамора. Палладио - так назвали этот мост современники, так как он был создан как уменьшенная модель Палладианского моста (1736) в Англии. Вообще весь парк и дворец были задуманы Екатериной для того, чтобы показать европейцам, что в России тоже могут строить и есть свои мастера. Но как они так с лёгкостью называют Урал Сибирью - это вообще интересный вопрос.
А благодарные потомки что есть сил торгуют историей и вообще причастностью к вещам, к которым, по большому счёту, не имеют никакого отношения.
Они даже не знают, что делать с этими прекрасными стенами и пространствами. Перевозка туристов туда-сюда, выспренная речь аудиогидов, выхолощенная история - вот с чем столкнётся здесь внимательный взор.
Что действительно поражает на территории парка - так это деревья, которые нельзя обхватить. Их тут множество, причём самых разных. Они не могут подвергнуться реставрации и искажению, потому только их можно считать подлинными свидетелями событий тех далёких эпох, когда Мартой Скавронской закладывались эти аллеи и здания.
Сюжетные барельефы восхищают мастерством исполнения.
Атланты - неотъемлемая часть всех псевдоантичных дворцов. Наглые крепостники вроде обеих Екатерин, на мой взгляд, даже не понимали до конца, что имеют ввиду, изображая на фасадах своих зданий могучих мужчин, держащих на себе тяжёлые своды. Так и хочется протянуть силачу руку и высвободить его из этого плена. Пусть дворец обрушится. Или всё же не пусть? По-настоящему освободить атлантов смог только 20, а то и 21 век - это сейчас под любую тяжёлую работу можно подставить технологии и технику. А тогда красота создавалась только рабским трудом. И по сути-то и бывшая крепостная Екатерина I, и "слуги царя", покорно передававшие её с рук на руки, потому что рабство - это очень-очень глубоко, и всякий в этой системе - раб, - всё в этой золотой фигуре, держащей безвкусную лепнину игрушечного дворца.