Найти тему

ДРАКА В КНИГЕ – 5: структура драки, место, декорации, детали, учет времени

Как любая сцена, драка имеет начало, развитие, кульминацию и миниразвязку. Также важно учитывать место и время. Об этом поговорим сегодня. Динамика драки строится, как правило, на основе цели. Ваш герой не может выиграть по разным причинам или же он побеждает. И это две разные вещи. Нападение и защита ставят героев в разные позиции, для которых и приемы разнятся, о чем я уже говорил.
1. Драка в книге – 1: как написать схватку достоверно
2. Драка в книге – 2: участники, их мотивы и цели
3. Драка в книге – 3: приемы и поведение участников в «книжной драке»
4. Драка в книге – 4: эмоциональные состояния и реакции участников "книжной" драки

СТРУКТУРА ДРАКИ

В начале участники примериваются друг к другу, вступают в словесную перепалку, оценивают противника, возможно, устанавливают правила.

Развитие – это показ последовательных действий противников (с возможными сюжетными вставками). Напомню, что действия показываются последовательно, достоверно. Следует отличать намеренную канонную схватку от случайной, внезапной драки. Первая менее динамична, атака и защита выражены четче, есть чередование атаки, маневра, напряженной паузы-подготовки, снова атаки или защиты. Сохраняются полностью или частично традиции, проводятся ритуалы, более-менее соблюдаются правила. Во второй это все не действует. Темп, ритм такой драки более быстрый, атаки и защита хаотичны.

Не менее важна достоверная последовательность движений, приемов.
Тут стоит просто представить, возможно ли то или иное действие? Например, проблематично нанести удар
«коленом по верхней части бедра», если противники стоят точно друг против друга. От такого удара герой падает – и это вряд ли. Как правило, удар коленом в бедро не имеет силы, чтобы свалить с ног. Противник наваливается на упавшего, а герой каким-то образом умудряется наносить удары кулаком по почкам. Из такого положения это невозможно.

Важно, чтобы описание драки не было однообразным. Сложность приемов, скорость – все это может нарастать. Темп затихать и снова возрастать. Атаки могут чередоваться с защитой. Все зависит от цели, которую преследует писатель (ну и его герой). «Неровность» описания в данном случае лучше, чем однообразие.

► Кульминация. «Переход», после которого противник повержен, и есть кульминация драки, он должен быть конкретным, четким, перед ним, как правило, возникает пауза в действиях. Кульминация схватки – это не показ поражения или победы, это именно решающий удар, прием, к этому приведший.

► Двойная кульминация редка, но возможна. Часто писатели показывают, что герой практически проиграл, но потом откуда-то появились силы, схватка возобновилась, и он выиграл.

Честно говоря, у меня всегда подобные кульминации вызывают недоверие. Особенно, когда в кино израненный, практически одной ногой в могиле герой чудом побеждает вполне себе живехонького врага, а само «чудо» не основано на силе и возможностях героя, а организовано по принципу «мышка бежала, хвостиком махнула…»
Я считаю, что двойную кульминацию писать трудно, поскольку надо придумать такой ход, чтобы читатель поверил.

► Развязка. Миниразвязка: состояние героя и противника, – следует тотчас за кульминацией. Глобальная развязка: переговоры, помощь и прочее, – следующее событие.

МЕСТО И ВРЕМЯ ДРАКИ, ДЕКОРАЦИИ, ДЕТАЛИ

► Место, где происходит драка, окружение, детали – все привлекает внимание читателя. И конечно, писателю стоит использовать это на полную катушку.

Место драки, декорации дадут возможность смены позиций, положения. Место определяет и выбор оружия, и даже некоторые правила. Особенно в определенном жанре. Пространство задает возможности драки. Создает помехи, которые влияют на победу или поражение.

Четкое описание места позволит не только создать «картину» драки, но и использовать возможности самого места. Драка в переулке будет отличаться от драки на обрыве у реки или драки в квартире. Открытое или замкнутое пространство, асфальт или земля под ногами, возможное убегание участника или приход помощи – все это нужно учитывать. Драка в тупике, конечно, зрелищна и не оставляет герою выбора, но тогда и выход из ситуации должен быть на «ура».

► Выбор времени тоже важен. Наверняка вы обращали внимание, что во многих фильмах драка происходит ночью, в темноте. Это позволяет избежать показов многих (неудобных) нюансов драки.

В книге драка в темноте – плохой прием на самом деле, потому что автор лишает себя возможности задействовать все вокруг, а читатель «не видит» толком ни героев, ни противников, устает. При этом возникают из темноты взявшиеся «неожиданности», внезапности. Герой не понимает, откуда прилетел удар, ему трудно оценить противника, выбрать приемы. Неизбежны языковые повторы типа «кто-то что-то сделал».

Отступлю немного от темы и скажу, что, например, перестрелка в темноте мне лично кажется смешной. «Темнота» в этом случае – эдакая воля писателя кому и куда попасть.

► Любая деталь, помогающая герою, не должна быть «роялем в кустах». Ножик не может случайно оказаться в кармане, а посреди поля вряд ли кто-то выроет яму, в которую случайно упадет противник. В тупике не возникнет лестница через ограду, не замечаемая до критического момента и т.д.
Все предметы, вещи, которые есть в пространстве, герой может использовать для своей пользы, потому лучше их заранее «подвесить».

Конечно, можно много и долго говорить об описании драки в книге. Но у меня есть и другие интересные темы для вас. А пока подведем общие итоги:

-2

© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.