Найти тему
crimea.mobilephoto

Основы композиции Правила в фотографии Как я к этому пришел

Оглавление

Изначально, я не придавал этому значения, считал что просто могу снимать то что считаю красивым, и какие тут правила. Это же творчество! Фотографии которые получались у меня благодаря такому мышлению вы можете посмотреть в этой статье. Их было очень много, все они были никудышные, и каждый раз когда я фотографировал что-либо, в надежде на получение шедевра, получалось то же что и в прошлый раз, только с другого ракурса, как говорится.

Скриншот из папки с фотографиями. 2013 год.
Скриншот из папки с фотографиями. 2013 год.

Конечно, получались и интересные снимки, вы их можете увидеть во второй части статьи что я упоминал выше. Но это было редко, и когда я их делал, то понимал интуитивно, что в прошлый раз когда получилась хорошая фотография я делал её примерно по такой же схеме.

Представьте что Вы задумали приготовить новое блюдо. И вот, увидев как оно выглядит в готовом виде, Вы начинаете предполагать из каких ингредиентов оно состоит, и экспериментировать с разными продуктами, в надежде на то, что у Вас получится то же самое. Конечно это бред, трата времени и продуктов! Можно ведь посмотреть рецепт и приготовить по нему. Так же дело обстоит и с правилами в фотографии.

Первое к чему я пришел, это расположение объектов в кадре

Тот объект на который я хотел обратить внимание, получался особенно хорошо если располагался в определённом месте на кадре. Путём опытов и проб я определил эти места.

А вот и примеры фотографий с применением этих наблюдений.

Впоследствии когда я начал исследовать теорию, узнал что действительно, есть такое правило и называется оно "правилом третей". Это упрощённое правило золотого сечения, но пока что начнем с простого.

Правило третей. Если коротко, то изображение должно делиться на 3 части по горизонтали и вертикали воображаемыми линиями, и то что мы хотим подчеркнуть, обратить внимание, должно располагаться на пересечении этих линий.

Чтобы линии не были воображаемыми, можно их включить на телефоне, интерфейс камеры станет выглядеть вот так:

Включенная сетка правила третей в приложении камеры телефона
Включенная сетка правила третей в приложении камеры телефона

Согласно этому правилу, так же можно располагать небо и землю в кадре в правильных пропорциях, где небо может занимать либо одну верхнюю треть, либо две трети кадра.

Вид на Чатыр-Даг. Фото сделано на Xiaomi Mi4c
Вид на Чатыр-Даг. Фото сделано на Xiaomi Mi4c

Второе: баланс в фотографии

Может показаться странным, но фотография имеет вес, которым нужно уметь балансировать. Чтобы было понятно приведу пример фотографии где баланса нет, Вы сразу догадаетесь о чём я.

Фото сделано на Xiaomi Mi4c
Фото сделано на Xiaomi Mi4c

Не кажется ли Вам что правая часть кадра перевешивает левую? На чём же я хотел сосредоточить внимание? На горах или на дереве? Сдвинь я его немного левее, и тогда было бы ясно что на дереве, по правилам третей. Но тут нарушение как правила третей, так и баланса.

Обратим внимание на следующий пример.

Фото сделано на Xiaomi Mi4c
Фото сделано на Xiaomi Mi4c

Лес и горы в левой части кадра, компенсируют вес леса в правой части. Можно сказать что фотография симметрична. А это и есть один из приёмов как сделать композицию фотографии сбалансированной.

Чтобы делать фотографии сбалансированными я представляю что если нагромождение в правой части, то фотография поворачивается направо. И стараюсь "выровнять" её.
-8

Конечно, не стоит нагромождать фотографию лишь бы уравновесить, много деталей так же будет смотреться как перегруженное фото из-за особенностей человеческого восприятия, мы можем удерживать в памяти лишь несколько объектов одновременно. Делать слишком пустой - тоже впадение в крайность.

Пункт третий: перспектива

Все же, при соблюдении первых двух правил иногда кадр казался мне плоским, в нём не было жизни. И я практическим путём определил что объем фотографии можно придать разбив её на планы, тот который перед объектом, сам объект съемки, и фон за объектом(слишком много Ъ). Конечно, пример в студию.

Фото сделано на Poco X3.
Фото сделано на Poco X3.

На этой фотографии можно заметить дерево которое ближе всего к нам, я бы назвал этот план подложкой, после основное блюдо в виде смешанного леса в долине, и на фоне горы.

Помимо планов, можно подчеркнуть перспективу отделив задний план размытием, или добавив интересных линий, за которым следит наш кто? Глаз))

Для основ композиции думаю достаточно информации, дам лишь один совет - наблюдайте за природой, то что красиво смотрится обычно содержит в себе некоторые из этих правил, или все вместе. В следующих статьях узнаете много чего интересного, например о камерах в телефонах, углубимся в композицию узнав о влиянии цвета и света, и многое другое.

Если узнали что-то новое, или нашли отражение этой истории в своей жизни, ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Всем успехов и до встречи!