Проект 885 "Ясень и 885М "Ясень-М" Разрабатывался как универсальная замена всех многочисленных типов подводных лодок входящих в состав Советского, а в последствии и Российского флота. Особенностью Флота России является огромное обилие различных проектов ПЛ, да и не только ПЛ с надводными кораблями точно то же самое. Большое разнообразие проектов и их модификаций, сильно затрудняет и делает существенно дороже обслуживание флота. Одна из трудностей, это комплектующие, которые производились при СССР в разных республиках, после развала большинство производств было уничтожено. Некоторые комплектующие вообще невозможно закупать, самый яркий пример корабельные ГТУ, производство на Украине разрушено и нам никто ничего не продает. Проект "Ясень" должен решить эти проблемы, Проект разрабатывался еще при СССР на базе проектов 971 и 705К, из-за сложной экономической обстановки 90-х годов, заложенный в 1996г корабль был достроен только в 2013г. Проект многократно перерабатывался, и самое главное лодка на 100% из Российских комплектующих. Контракты подписаны на серию из 1 шт. "Ясень" и 8 шт. "Ясень-М" всего 9 корпусов, в строю 2 шт. остальные в разной степени постройки.
Основные ТТХ:
- Скорость - Надводная 16 узлов (30км)/Подводная 31 узел. (57 км.)
- Глубина погружения - Рабочая 520м./ Предельная 600м.
- Автономность - 100 суток.
- Экипаж - 90 чел. ("Ясень М" 64 человека)
- Водоизмещение - Надводное 8600т./Подводное 13800т.
- Длина - 139 м.
- Ширина - 13 м.
- Осадка - 10 м.
Корпус.
Корпус, как и все на этой лодке инновационный. Впервые была применена полуторакорпусная конструкция, легкий корпус присутствует только в носу и в районе ракетных шахт. Это существенно снижает шумность.
Прочный корпус выполнен из маломагнитной стали, снаружи наклеено резиновое гидроакустическое покрытие.
На лодке в носовой оконечности установленна сферическая антенна гидроакустического комплекса, такой тип антенны применен впервые. Эта антенна занимает всю носовую оконечность. На схеме это видно. На корпусе есть еще несколько акустических антенн расположенных вдоль корпуса.
Энергетическая установка.
Лодка имеет одновальную компановку. Состоит из реактора ОК-650В тепловой мощностью 180-190МВт. Следующие корабли проекта 885М должны получить новые реакторы КТП-6-185СП.
Новейший тип реакторов для ПЛ КТП-6-185СП. Самое главное его преимущество, что первый контур охлаждения встроен в корпус реактора. Данное новшество позволило отказатся от паропроводов большого диаметра и циркуляционных насосов, которые дают значительную часть шумов.
НА головной "Северодвинск" был установлен ГТЗА ОК-9ВМ мощностью 43 000л.с. Начиная со второй лодки планируется устанавливать новейший ГТЗА "Мираж", главное чтобы промышленность успела организовать серийное производство в срок. Лодка имеет резервные электродвигатели по 300 КВт. расположенные в кормовой и носовой частях. Для проекта 885М разработан новые малодушный винтовые колонки с кольцевыми электродвигателями.
Винт на лодке семи лопастной, тоже инновационный, с композитными демпфированием лопастей. Это позволило снизить шумность на 2-3 Дб.
Самым главным новшеством является гибридизация гребной установки. Заключается это в том что реактор работает в одном режиме тепловыделения на всех режимах хода. Присутствует гребной электродвигатель, в режиме малого хода лодка двигается при его помощи. Электроэнергию берет от независимых турбогенераторов. В это время ГТЗА остановлен, а именно он является одним из наиболее шумных механизмов.
Вооружение.
Оружие тоже все новейшее, впервые использованы вертикальные шахты для крылатых ракет Всего шахт 8. Ракеты тоже новейшие, Ясень может применять комплексы "Калибр" "Оникс" и перспективный гиперзвуковые "Циркон" В каждую шахту может поместиться 4 Оникса или Циркона либо 5 калибров. Итого боезапас от 32 до 40 ракет в зависимости от задачи.
У лодок данного проекта из-за сферической антенны ГАК нет возможности установить торпедные аппараты в носовой оконечности. ТА установленны с бортов, с каждого по 5 аппаратов. (на фото видно). Министерство обороны обещает укомплектовать лодки новейшими торпедами Физик и Футляр. Головной Северодвинск к сожалению укомплектован УСЭТ 80. У лодок есть возможность применять "Калибр" из торпедных аппаратов, так же ставить мины.
Заключение.
Этот проект лодок очень инновационный, в ней новейшее все. В кораблях проекта собранно все самое передовое и лучшее что смогла создать военная промышленность России. Из-за большого количества инноваций, сроки постройки и цена больше чем у РПКСН Борей. Но лодка получилась очень хорошая. В журнале популярная механика было сказано что новейший Ясень излает шум на уровне около 10Дб что примерно равно естественному фону океана, насколько можно верить журналу я не знаю. Хочется надеяться что серия 9 корпусами не ограничится и их будет минимум в 2 раза больше. И эти новейшие современные, а возможно лучшие в мире корабли будут служить верой и правдой много лет.
Интересные Факты.
- На лодках проекта 885М удалось достичь 100% импортозамещения. Лодка Российская до последней заклепки. Смогли полностью отказаться от применения оборудования произведенного в бывших республиках СССР. (Но это не относится к головному кораблю "Северодвинск" он был переходным, и собран из того что было в наличии.)
- Это единственный проект лодок который по классификации нато сохранил имя проекта Yasen.
Если вам понравилось, то подписывайтесь, пишите комментарии и ставьте лайки. Будет еще много интересного. Отдельное спасибо тем кто сделает репост в соц сети. Ну и если кому не жалко то помогите финансово, на развитие своей судоремонтной мастерской.