Художественные кисти сейчас производятся в широком разнообразии форм, размеров и типов. Давай разберемся, для чего все эти кисти!
Из всего многообразия форм и размеров выделяют 2 основных вида кистей – круглые и плоские.
1. КРУГЛЫЕ КИСТИ имеют цилиндрическую форму. Если кисть качественная , она позволяет создавать широкий спектр форм и эффектов, хорошо удерживает воду, впитывает излишнюю краску и легко промывается. Хорошая круглая кисть должна обязательно иметь острый кончик.
1.1. Кисти для миниатюрных работ – тоненькие и наиболее короткие из круглых кистей. Используются для тонких работ. Такие кисти позволяют провести тончайшую линию.
1.2. Заливочные кисти – толстые круглые кисти из мягкого ворса. Их используют в живописи для заливки цветом больших площадей, а также для базовых плотных мазков.
2. ПЛОСКИЕ КИСТИ с плоской обоймой и прямым краем. Плоские кисти универсальны, они способны удерживать много краски и также хороши как для заливки больших участков, так и для создания четких мазков.
2.1. Контурные кисти – вид плоских кистей, который имеет более короткий пучок, придающий кисти большую упругость и улучшает контроль над качеством плоских мазков. Кроме того, более короткий волос облегчает создание плавного перехода одного цвета в другой и им хорошо выделять контуры.
2.2. Скошенные кисти (ретушные) – плоские кисти, имеющие пучок, скошенный под углом. Их используют для создания набросков и эскизов, позволяют проводить очень четкие линии, очерчивая острые углы.
2.3. Кошачий язык (овальные, филберт) – любимая многими художниками плоская кисть купольной или овальной формы. При помощи этой кисти можно легко переходить от толстых линий к тонким, а также создавать переходы одного цвета в другой.
3. Существует также целый ряд СПЕЦИАЛЬНЫХ КИСТЕЙ, которые нужны не так часто и предназначены для создания каких-либо специфических эффектов.
3.1. Флейц – широкая плоская кисть, предназначенная для нанесения широких слоев краски одним мазком и для свободной живописи заливками.
3.2. Веерные – плоские кисти, имеющие негустой пучок в форме веера. Они предназначены для растушевки краски, уже нанесенной на основу. С помощью таких кистей можно сделать утонченную цветовую растяжку. Используются для создания спецэффектов в портретной, пейзажной и абстрактной живописи.
3.3. Ретушные – лучшие кисти для очень точного мазка. Они напоминают срезанную под острым углом плоскую кисть. Кончик такой кисти позволяет быстро и уверенно изменять объем волоса или щетины, несущей краску, поэтому такая кисть – превосходный инструмент для создания перехода одного цвета в другой в труднодоступных, узких участках картины, а также для прорисовки контуров.
3.4. Шрифтовые кисти (шлепперы) – круглые тонкие кисти с длинным ворсом для работы с жидкими красками. Применяются для нанесения тонких ровных линий, надписей. Удлиненный волосяной пучок служит резервуаром для краски, что позволяет провести длинную линию без повторного наполнения кисти.
3.5. Моп (швабра) – круглая кисть, сделанная из мягкого натурального волоса, способна впитывать большое количество краски. Используется для работы на больших площадях, смачивания поверхности, удаления излишней влаги.
3.6. Трафаретные – объемные плотные кисти круглой формы, имеют тупой плоский кончик волосяного пучка. Кисти служат для нанесения краски через трафарет вертикальными ударами.