Найти тему

ЛИТЕРАТУРНАЯ КУЛИНАРИЯ: как преодолеть множественность задач? С юмором о серьезном

Писателя иногда подстерегает ловушка под названием «множественность задач», которая существенно затрудняет восприятие текста – даже с самым шикарным сюжетом и образами. Вроде бы всё на месте, игры слов и смыслов готовы доставить наслаждение ценителям… Увы, нет. Читатель в упор не видит гениальности и тупо скучает. Определить попадание в эту ловушку можно, если, написав произведение, честно попытаться ответить на вопросы:

► какую задачу я перед собой поставил в начале, решил ли ее в конце?

► что я хотел сказать читателю этой историей?

► могу ли я сформулировать это конкретно и кратко?

Речь тут не об аннотации, в которой упор на сюжет, на интригу. И я не буду называть это словом «идея», но постановка задачи и ее решение – это тот результат, к которому надо прийти в тексте, а вместе с автором – читателю.
Размытость задач, множественность задач ведут к тому, что писатель старается ухватить одно, второе, третье, ну а результат, сами понимаете…

При попытке ответить на вопросы о задаче зачастую обнаруживается и проблема множественности идей. Я сейчас приведу смешной пример, но вы поймете, о чем я.
Скажем, повар думает, какое блюдо подать первым в обед, и решает – борщ. А если сразу думать о первом, втором и третьем, о нескольких видах первого и прочего, о посуде и сервировке, да еще и начать делать все одновременно, то вот вам кафешка (в нашем случае, роман) из передачи «На ножах», куда еще не прибыл шеф Ивлев (редактор).

Поскольку идей и задач много, «борщ не варится».
Получается, что надо сосредоточиться только на одной, а все остальное приложится и сплетется.
Что нам нужно для «варки»?

-2

► «Кастрюля» – те композиционные рамки (формальная структура), которые будут удерживать сюжет. Кульминация должна быть самой яркой частью рассказа или романа. Пробуем, а потом уже доводим до готовности.

► «Вода» – основа, которая все связывает, мир, время и пространство.

«Мясо» – главный герой. Какой он по характеру – курица или козел? Потому героя надо подать – тут и детали портрета пригодятся, жесты, мимика, кинетика – все. Не только его слова, речь. Читатель прислушивается к тому, что говорит герой, только тогда, когда он ему становится интересен.

► «Свекла, морковка, лук, капуста…» – это те персонажи, что вступают во взаимоотношения с героем и друг с другом. Каждый играет свою роль.

► «Соль и другие важные ингредиенты» – связи, которые в итоге приведут варку к нужному результату.

► «Специи обычные» – детали, намеки, фишки, разрушающие и снова связывающие все.

► «Специи уникальные» – это всякие вкусности языковые, находки. Развязка.

-3

Понятно, что есть последовательности: одни из них кидаются в воду сразу, другие предварительно режутся, обжариваются… То есть действительно писатель готовит читателя к чему-то, чего пока в тексте нет.
Так вы создаете рецепт своего рассказа. Все варят борщи, но все – по-разному.
Если вы попробуете с этой точки зрения подойти к рассказу, у вас слюнки потекут, чтобы что-то переделать. Сами увидите, что нужно добавить, а что выкинуть, что усилить, а что ослабить.

Это шутка, конечно, но в каждой шутке...

©
Алексей Ладо
Эта заметка в ВК