Что такое жизнь? Кто я? Вероятно, эти фундаментальные вопросы известны большинству людей. Но откуда они берутся и как нам с ними жить?
Некоторые из нас стремятся как можно быстрее найти ответы на эти основополагающие вопросы. Мир предлагает множество ответов, а интернет ещё больше.
Ответы на эти вопросы, как правило, всегда пронизаны определённым мировоззрением, идеологией или традициями.
Если полученный ответ больше не кажется адекватным, мы стараемся найти более подходящий, выбирая из бесконечного списка объяснений.
Не кажется ли нам, что если мы постоянно занимаемся поиском ответов, то не существует ли опасности потерять жизненное качество самого вопроса?
Жизнь с вопросом
Сознание человека, которое живёт с вопросом, несомненно, вовлечено в совершенно иную деятельность, чем сознание, которое живёт с ответом.
Для нас ответы часто являются синонимами определений или понятий, потому что человеческий разум обычно живёт на этом уровне понимания.
Однако возникает вопрос: существует ли в человеке измерение, которое выходит за рамки всех объяснений и может вступать в прямой контакт с истиной?
Если человек отрицает какой-либо прямой, основанный на личном опыте ответ на свой вопрос, так как уверен, что ответ сам по себе является объяснением, тогда всё, что ему остаётся – это только состояние полного неведения. Каково же качество этого состояния неведения? Не является ли это качество само по себе предметом наблюдения и изучения?
Давайте спросим о происхождении фундаментальных вопросов
В нашей повседневной жизни человек привык говорить: «У меня есть тот или иной вопрос», или: «Это мой вопрос». Но оправдано ли такое утверждение? Сознательно ли возникают подобные фундаментальные вопросы? Появляются ли они по воле самого человека, или он только думает, что они появляются по его воле? Может ли человек назвать эти вопросы «своими» или они живут сами по себе?
Нам нужно осознать, что когда дело доходит до фундаментальных вопросов, это никогда не связано с нашим личным намерением. Нейтральный взгляд на эту ситуацию, позволяет нам сделать простой вывод: эти вопросы существуют независимо от нас и не являются результатом проявления нашей воли.
Скорее, они возникают из-за непосредственного контакта между жизненным состоянием неведения и тем, что находится в нашем «сейчас», в том, что нас окружает.
Поэтому фундаментальные вопросы являются естественным выражением самой жизни. Они являются частью творческого движения жизни, которая разворачивается в своём собственном абсолютном порядке и гармонии.
Земля, деревья, все животные, звёзды, весь вибрирующий в гармонии космос, являются творческим выражением жизни. То же самое можно сказать и о фундаментальных вопросах. Они также являются творением жизни, но только на гораздо более тонком уровне.
Творение не пришло к своему концу; оно как река, неуклонно течёт, постоянно обновляя свой поток. Таким образом, и мы, как участники этого созидательного процесса, постоянно испытываем творческие импульсы; например, перед нами очень часто встают фундаментальные вопросы, которые сами собой возникают в нашем сознании.
В каждом вопросе заключён свой собственный ответ
В мире слов и понятий это утверждение звучит странно. Мы привыкли получать ответы на свои вопросы извне, обычно от тех, от кого мы привыкли их получать; от школьных учителей, экспертов или священников разных религиозных конфессий. Это прекрасно работает, когда речь идёт о практических знаниях окружающего нас мира.
Однако применительно к тому, что скрыто от наших глаз, в пространстве вечности, это утверждение как раз мешает естественному раскрытию внутренних качеств, которые спрашивают, понимают, дышат, живут и расцветают сами по себе.
Как современные люди, мы так привыкли к лёгкому усвоению быстрых ответов и общепризнанных понятий, сразу так глубоко в них погружаемся и бессознательно в них верим, что уже никогда не сможем сами выяснить, что такое истина.
Жизнь спрашивает сама себя
Например, можно сказать, что семя дерева несёт в себе вопрос о том, что такое дерево. Чтобы дерево выросло и окрепло, семя нуждается в пространстве, тишине, воздухе, воде, земле и свете. Мы видим, что нам предоставлено всё необходимое, чтобы без труда ответить на этот вопрос. То же самое и с человеком.
В любом проявлении жизни, жизнь, по сути, исследует сама себя. Ни один аспект жизни не отделён от другого. Точно также жизнь исследует себя и через человека. Что такое жизнь? Что такое истина? Эти вопросы вибрируют во всём творении.
В наше время вопрос «что есть жизнь» облёк себя в одежду из слов. Он получил очертания и формы. Однако не кроется ли здесь более глубокая область для исследования? Те несколько слов, которые формируют любой конкретный вопрос, вытекают из этой более глубокой области через все аспекты нашего существа, вплоть до природы нашего мышления.
Сам вопрос «что такое жизнь?» – выходит далеко за пределы этих трёх слов. Слова – это лишь верхушка айсберга, а за ними – мощный творческий жизненный импульс. Чтобы подумать над этим вопросом, осознать его, нужно дать пространство этому импульсу.
Каждый вопрос можно рассматривать, как возможность приоткрыть завесу. Жизнь сбрасывает эту завесу; она вовлекает человека в свою игру. Хорошо когда эта завеса не утяжелена банальными определениями, субъективными спекуляциями и поверхностными толкованиями. Разве творческий импульс вопроса «что такое жизнь?» не нуждается в пространстве, которое ему необходимо расширить и углубить в человеческом сознании?
Постановка фундаментального вопроса не требует никаких усилий.
Так же, как не требует никаких усилий и развёрнутый ответ на этот вопрос.
Истина заключается в том, что в молчаливом осознании этого вопроса, сакраментальное и фундаментальное может начать проявляться в сознании человека.
Внимательно наблюдая
Может ли вечность открыться нам сейчас, просто при внимательном наблюдении за происходящим в себе?
Может ли это произойти в тот момент, когда мы задаём себе самый простой вопрос, надеясь узнать, правда ли то, что было сказано?
Такой вопрос не требует интеллектуального анализа. Чтобы узнать, что истинно, нужно только наблюдать, слушать без суждений, выводов или зависимости от прошлого знания.
Спрашивать, наблюдать и слушать – это часть самых глубоких и естественных качеств жизни и, следовательно, человека. Эти качества проявляются, когда человек не боится сказать самому себе: «Я не знаю». Незнание – это то самое место, над которым божественное творение простирает свои крылья. Там, где присутствует даже самое малое «я знаю», не сможет раскрыться ничего нового. «Я знаю» – это, по сути, отсутствие внимания.
Условием становления такого сознания в человеке лежит абсолютная свобода от любых авторитетов. Вопрос, возникающий в таком чутком сознании, немедленно вызывает ответное движение на основе его взаимодействия со светом, водой, землёй – со всем. Этот ответ выражается не в словах, концепциях или абстрактных идеях, а в прямом и постоянном проявлении истины в человеке. Благодаря этому, человек становится настоящим полем проявления для творческого движения жизни.
Реакцией резонирующего тела гитары на прикосновение к её струнам является наполнение всего пространства прекрасными звуками. Чтобы это произошло, гитара должна быть абсолютно беспристрастной, непредвзятой, полностью восприимчивой; она должна как бы «вопросительно слушать» исполнителя.
Возможно ли, чтобы человек научился «вопросительно слушать»? Если это касается фундаментальных вопросов, возникающих в нашем сознании, то не требуется никаких усилий, чтобы позволить этим вопросам расцвести в нас.
_______________
источник: международный интернет-журнал LOGON https://www.logon.media/ru/glavnye-voprosy