Найти в Дзене

И-185 против Пе-2. Куда ушел советский алюминий. Часть вторая.

Я специально разбил сравнительно небольшую статью на две части зная особенность местной публики читать до первого знакомого слова и бежать печатать комментарии. Будем приучать чуть чуть думать.)

И-185. Истребитель завоевания господства в воздухе, которого так не хватало РККА.
И-185. Истребитель завоевания господства в воздухе, которого так не хватало РККА.

   В первой части мы сделали фундаментальное открытие, что ТТХ самолета не ограничиваются горизонтальной скоростью. Прочность/вес планера играют не меньшую роль и цельнометаллическая конструкция дает большое преимущество, особенно для скоростных самолетов использующих преимущества в высоте и наборе скорости в пикировании (бумзумеров).

  Большое преимущество это, например, лишние 100-150км/ч разницы в скорости пикирования между Ме-109F(725-750км/ч) и МиГ-3 (645км/ч), ЛаГГ-3(600км/ч) и Як-1 (630-640км/ч)

Соответственно, И-185 превосходил все советские истребители даже при использовании имеющихся в серии моторов М-88 и М-82.

 Но большая часть комментариев была о другом - какой смысл рассматривать очевидные преимущества цельнометаллической конструкции если алюминия нет, двигателей нет, топлива нет, кадров для производства нет. А если поискать?

 Как обстояли дела с цельнометаллическими самолётами с дюралевым планером в РККА? Да в общем то не так плохо, как пытаются показать сторонники теории, что дерево это наше все.

 Основным потребителем алюминия в советском авиастроении был Пе-2. И было их построено в ходе войны более 10 тыс экземпляров.

Пе-2. Плод ошибочной концепции тяжёлого пикирующего бомбардировщика.
Пе-2. Плод ошибочной концепции тяжёлого пикирующего бомбардировщика.

С классификацией данного самолета есть определенные проблемы. При рождении он тяжёлый высотный истребитель ВИ-100, аналог Ме-110.

Далее был переквалифицирован в пикирующий бомбардировщик с соответствующей доработкой напильником. Но есть одно но - в качестве пикирующего использовался крайне редко в силу объективных обстоятельств - пикирование и выход из него это одна из фигур высшего пилотажа и крутить ее на шеститонной машине с высокой удельной нагрузкой на крыло занятие не самое легкое.

Скоростной бомбардировщик? 600 кг бомбовой нагрузки при шести тоннах веса пустого и двух моторах. Прямо скажем, так себе, цифры скорее характерные для истребителя или лёгкого одномоторного бомбардировщика.

Штурмовик? Двигатели жидкостного охлаждения выходящие из строя при пробое радиатора и невозможность полета на одном двигателе. Достаточно скромное наступательное вооружение без пушек. Никакая горизонтальная маневренность.

Добавим к этому ужасные взлётно-посадочные характеристики с самым большой долей небоевых потерь в советских ВВС.

Ну и вишенкой на торте сложность конструкции с большим количеством электроприводов.

 В одной из следующих статей мы разберём, почему Пе-2 был плохим пикирующим бомбардировщиком. А пока остановимся на вопросе цены И-185 в сравнении с Пе-2 и серийными советскими истребителями.

Насколько актуальна оценка Мороза, что она будет в 2,5-3 раза выше, чем у Ла-5 и Як-7?

Возьмём отпускные цены НКАП за 1943 год

Як-1.    93 тр. 

Як-7.    123 тр.  

Ла-5.    110тр.

Пе-2.     273тр.

И обнаруживаем, что Як-7 и Ла-5 были в 2,3-2,5 раз дешевле, чем ... шеститонный двухдвигательный цельнометаллический Пе-2 со сложнейшей начинкой. Логично предположить, что И-185 будет минимум вдвое дешевле, чем Пе-2. Дешевле, чем самый массовый самолет в истории Ил-2.

И самое интересное, будучи почти вдвое легче, чем Пе-2 он превосходил последнего в том числе в роли пикирующего/скоростного бомбардировщика по совокупности характеристик.

От 20 тыс И-185 пользы было бы явно больше, чем от 10 тыс Пе-2. Разгром КБ Поликарпова обошёлся стране дорого.

 Уважаемые читатели, несмотря на то, что идея создания канала зародилась спонтанно он имеет достаточно амбициозные планы. Две технически грамотные статьи по альтернативам ВМВ в неделю без копипасты и графомании. Поскольку времени на раскрутку канала у автора нет, так же как и его избытка для написания статей и работает он один, вы сильно поможете, если подпишитесь на канал и оставите лайки и комментарии.