Марио Пьюзо написал книгу «Крестный отец», которая мгновенно стала классикой в то время, когда и его личная жизнь, и жизнь Соединенных Штатов находились в переходном периоде. Первые два романа Пьюзо плохо продавались, и он был почти без гроша. Молодой, многообещающий автор, Пьюзо стремился написать свою версию великого американского романа, которая также хорошо подошла бы для киноэкрана. Между тем, во время войны нация начинала рассматривать мафию, а не ковбоев как великого американского героя. По словам писателя Питера Барта, американское восприятие мафии как позитивных граждан - вот что позволило Пьюзо выдвинуть «Крестного отца» на передний план американского общества.
Как человек, который никогда не видел отмеченного наградами фильма с Марлоном Брандо и Аль Пачино в главных ролях, Дон Корлеоне и мир, который он создал, были для меня в новинку. Вито Корлеоне иммигрировал из Сицилии в Нью-Йорк в начале 1900-х годов и после нескольких удачных перерывов быстро зарекомендовал себя как один из лидеров преступного мира. Используя свой бизнес по импорту оливкового масла в качестве прикрытия, чтобы выглядеть законопослушным гражданином, империя дона Корлеоне росла благодаря его связям с политиками, полицией и другими официальными лицами. Наряду со своими consigliere и caporegimes, Корлеоне внушал уважение и страх тем, кто осмеливался выступить против самой могущественной мафиозной семьи в стране.
Однако у мафиози есть свои издержки. Жена Корлеоне за сорок лет брака так и не смогла быть ему равноправным партнером. Мафия и все, что с ней связано, держалось в секрете и отдельно от семейной жизни. Преступления раскалывали семьи, создавали как вероятные, так и маловероятные союзы, и никто никогда не знал, кому можно доверять. Несмотря на трепет, с которым люди смотрели на Дон, даже он не чувствовал себя в безопасности за пределами своей самодельной крепости-торгового центра на Лонг-Айленде. В результате даже его жена, невестка и особенно зять были лишены доступа к бизнесу, который должен был оставаться в семье навсегда.
Единственный главный герой, который подверг сомнению функцию мафии, но никогда не колебался в своей поддержке своей семьи, был младший сын Дона Майкл. Герой войны, получивший образование в Дартмуте, Майкл Корлеоне хотел, чтобы его будущие дети и внуки были юристами, банкирами, а может быть, даже президентом, а не заниматься семейным бизнесом. Вместо того, чтобы жениться на сицилийской девушке, он выбрал спутницей жизни янки из Новой Англии по имени Кей Адамс. Эти двое испытывают безусловную любовь, но даже Кей, образованной в Лиге плюща женщине поколения бэби-бума, не рассказывают обо всем, что происходит в бизнесе. Как и его отец до него, Майкл Корлеоне отличает свой брак от своего места в семейном бизнесе.
Как житель Чикаго, я всегда ассоциировал мафию с Аль Капоне, главным итальянским криминальным авторитетом города. Если смотреть в негативном свете, только Капоне был ответственен за негативное восприятие Чикаго посторонними на протяжении многих лет. Даже Пьюзо и Дон Корлеоне считают Капоне особенным, сумасшедшим, которого не приглашают в национальную сеть Донов. В «Дон Корлеоне» Марио Пузо создал образ, который меняет взгляды людей на роль мафии. Хотя иногда могут быть убийства из мести, Дон помогает своим людям в трудную минуту в роли итальянского Робин Гуда в центральной части города. Некоторые из этих действий могут быть незаконными, но на них не обращают внимания, поскольку даже конкурирующие преступные семьи относятся к дону Вито Корлеоне только с величайшим уважением и почтением.
После дебюта «Крестного отца» на экране Марио Пузо больше никогда не поднимался на высокий уровень известности. Он был известен как продолжение созданного им персонажа и часто просил передать слова мудрости от имени Дона. После трех сиквелов, в том числе второй части, которая также получила награды, новаторская работа Пьюзо привела к появлению нескольких поколений фильмов о мафии и криминальном клане, в том числе к фильму «Сопрано». Тем не менее, не было бы Тони Сопрано, если бы Марио Пузо не создал Вито Корлеоне и его мир, изменив взгляды людей на мафию. Я оцениваю этот увлекательный, меняющий правила игры роман на 4,5 звезды.