В самом сердце Сибири, в прославленном авиационном городе Иркутске, в 2009 году мог появиться замечательный музей авиации. Эта идея всерьёз обсуждалась на уровне областного правительства и даже начала реализовываться.
Создание такого музея стало возможным после уничтожения Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища (ИВВАИУ). Основанная в 1931 году, эта славная кузница авиационных кадров в 2009 году была закрыта в рамках пресловутой «сердюковской реформы», будучи превращена в несколько факультетов Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина в Воронеже.
ИВВАИУ обладал обширнейшей учебной материально-технической базой, собранной на специальной площадке через дорогу от городского аэропорта.
Что говорить, если в своё время именно на этой площадке окончил свои дни опытный прототип единственного отечественного самолёта с ядерным реактором ‒ Ту-95ЛАЛ (Ту-119).
В иркутском авиамузее могли быть собраны не только военные самолёты и вертолёты из бывшего ИВВАИУ, но и неплохая коллекция гражданских бортов, за что Иркутский авиамузей могли бы называть «Сибирским Монино». Нет сомнений, что такой объект был бы очень посещаемым. Особенно приезжающими на Байкал миллионами туристов из России, Китая и других стран. Ведь расположение у музея было бы идеальное ‒ прямо на территории единственного городского аэропорта.
В декабре 2010 года музей был создан, был набран небольшой штат сотрудников. Спустя три года учреждение было ликвидировано, так и не открывшись для посетителей. Теперь нам остаётся только предполагать, каким бы мог стать этот музей. Давайте немного помечтаем и посмотрим, какие самолёты мы смогли бы увидеть, придя в такой музей, если бы он всё-таки состоялся. А помогут нам в этом фотографии замечательных иркутян Виталия Ковтуна и Игоря Ширяева.
Пройдя по музейной стоянке, мы бы увидели учебный самолёт L-39C.
Первую серийную версию Су-17М.
Бомбардировщик Су-24.
Самолёты, без которых не обходится практически ни один музей: Су-27.
И Миг-29.
Также в музей могли попасть вертолёты: Ми-24Д.
Ми-8.
И Ми-6А.
Также здесь была прекрасная коллекция бомбардировщиков Ту-22. Начиная с редкого безындексного Ту-22 («шило»).
Продолжая предсерийным Ту-22М0.
И заканчивая Ту-22М3.
ВТА тут была представлена Ан-24Т.
А также Ил-76 ‒ восьмым самолётом из самой первой серии ташкентского производства.
Жемчужиной коллекции мог стать уникальный постановщик активных помех Ил-76ПП. В продолжении наплывов в передней части фюзеляжа этого самолёта были установлены два турбогенератора для питания оборудования.
Кроме того, экспонатом мог стать МиГ-15УТИ, который требовалось отреставрировать.
Из парка «Комсомольский» планировалось перевезти и так сохранить Ту-124.
Кроме этого, экспозицию музея по плану должна была пополнить техника ДОСААФ: Як-18, Ми-2, Ан-2. Но и это ещё не всё!
Музей предполагалось разместить на площадке малой авиации иркутского аэропорта. А на территории того же аэропорта располагается учебный аэродром бывшего ИАТУ ГА (ныне филиала МГТУ ГА). Если бы музей существовал, устаревшая матчасть училища могла быть не утилизирована, а стать частью его коллекции.
Например, самолёты КБ Антонова: Ан-24Б.
Ан-24РВ.
И Ан-26.
Ну, а гордостью музея могли бы стать «легендайнеры» Ту-154. Например, самолёт первой модернизированной версии ‒ Ту-154А.
А также Ту-154Б-1.
В будущем музей также мог обогатиться самолётами, которые сейчас несут учебную службу в Иркутском филиале МГТУ ГА: Ту-154М.
И Ил-76Т.
К сожалению, не будет в Иркутске никакого музея. Большинство упомянутых в статье самолётов и вертолётов давно стали пивными банками, лишь несколько бортов были разобраны и вывезены из Иркутска подальше.
Источники и дополнительная информация:
1. irk.ru/news/20100513/museum
2. irk.ru/news/20090925/museum
3. irkutskmedia.ru/news/325937