20K подписчиков

В Сибири могло появиться своё «Монино», но его никогда уже не будет...

1,1K прочитали

В самом сердце Сибири, в прославленном авиационном городе Иркутске, в 2009 году мог появиться замечательный музей авиации. Эта идея всерьёз обсуждалась на уровне областного правительства и даже начала реализовываться.

Скриншот страницы irk.ru/news/20090925/museum
Скриншот страницы irk.ru/news/20090925/museum

Создание такого музея стало возможным после уничтожения Иркутского высшего военного авиационного инженерного училища (ИВВАИУ). Основанная в 1931 году, эта славная кузница авиационных кадров в 2009 году была закрыта в рамках пресловутой «сердюковской реформы», будучи превращена в несколько факультетов Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина в Воронеже.

Заброшенные и сгоревшие корпуса ИВВАИУ. Фото с сайта irksib.ru
Заброшенные и сгоревшие корпуса ИВВАИУ. Фото с сайта irksib.ru

ИВВАИУ обладал обширнейшей учебной материально-технической базой, собранной на специальной площадке через дорогу от городского аэропорта.

Учебный аэродром ИВВАИУ в 2002 году. Спутниковый снимок Google
Учебный аэродром ИВВАИУ в 2002 году. Спутниковый снимок Google

Что говорить, если в своё время именно на этой площадке окончил свои дни опытный прототип единственного отечественного самолёта с ядерным реактором ‒ Ту-95ЛАЛ (Ту-119).

Демонтаж реактора Ту-95ЛАЛ. Фото с сайта airwar.ru
Демонтаж реактора Ту-95ЛАЛ. Фото с сайта airwar.ru

В иркутском авиамузее могли быть собраны не только военные самолёты и вертолёты из бывшего ИВВАИУ, но и неплохая коллекция гражданских бортов, за что Иркутский авиамузей могли бы называть «Сибирским Монино». Нет сомнений, что такой объект был бы очень посещаемым. Особенно приезжающими на Байкал миллионами туристов из России, Китая и других стран. Ведь расположение у музея было бы идеальное ‒ прямо на территории единственного городского аэропорта.

Скриншот страницы irk.ru/news/20100513/museum
Скриншот страницы irk.ru/news/20100513/museum

В декабре 2010 года музей был создан, был набран небольшой штат сотрудников. Спустя три года учреждение было ликвидировано, так и не открывшись для посетителей. Теперь нам остаётся только предполагать, каким бы мог стать этот музей. Давайте немного помечтаем и посмотрим, какие самолёты мы смогли бы увидеть, придя в такой музей, если бы он всё-таки состоялся. А помогут нам в этом фотографии замечательных иркутян Виталия Ковтуна и Игоря Ширяева.

Автор: Виталий Ковтун
Автор: Виталий Ковтун

Пройдя по музейной стоянке, мы бы увидели учебный самолёт L-39C.

Автор: Игорь Ширяев
Автор: Игорь Ширяев

Первую серийную версию Су-17М.

Автор: Виталий Ковтун
Автор: Виталий Ковтун

Бомбардировщик Су-24.

Автор: Игорь Ширяев
Автор: Игорь Ширяев

Самолёты, без которых не обходится практически ни один музей: Су-27.

Автор: Игорь Ширяев
Автор: Игорь Ширяев

И Миг-29.

Автор: Игорь Ширяев
Автор: Игорь Ширяев

Также в музей могли попасть вертолёты: Ми-24Д.

Автор: Виталий Ковтун
Автор: Виталий Ковтун

Ми-8.

Автор: Игорь Ширяев
Автор: Игорь Ширяев

И Ми-6А.

Автор: Виталий Ковтун
Автор: Виталий Ковтун

Также здесь была прекрасная коллекция бомбардировщиков Ту-22. Начиная с редкого безындексного Ту-22 («шило»).

Автор: Виталий Ковтун
Автор: Виталий Ковтун

Продолжая предсерийным Ту-22М0.

Автор: Игорь Ширяев
Автор: Игорь Ширяев

И заканчивая Ту-22М3.

Автор: Виталий Ковтун
Автор: Виталий Ковтун

ВТА тут была представлена Ан-24Т.

Автор: Виталий Ковтун
Автор: Виталий Ковтун

А также Ил-76 ‒ восьмым самолётом из самой первой серии ташкентского производства.

Автор: Виталий Ковтун
Автор: Виталий Ковтун

Жемчужиной коллекции мог стать уникальный постановщик активных помех Ил-76ПП. В продолжении наплывов в передней части фюзеляжа этого самолёта были установлены два турбогенератора для питания оборудования.

Автор: Виталий Ковтун
Автор: Виталий Ковтун

Кроме того, экспонатом мог стать МиГ-15УТИ, который требовалось отреставрировать.

Автор: Виталий Ковтун
Автор: Виталий Ковтун

Из парка «Комсомольский» планировалось перевезти и так сохранить Ту-124.

Фото Виталия Ковтуна с сайта aviahistory.ucoz.ru
Фото Виталия Ковтуна с сайта aviahistory.ucoz.ru

Кроме этого, экспозицию музея по плану должна была пополнить техника ДОСААФ: Як-18, Ми-2, Ан-2. Но и это ещё не всё!

Музей предполагалось разместить на площадке малой авиации иркутского аэропорта. А на территории того же аэропорта располагается учебный аэродром бывшего ИАТУ ГА (ныне филиала МГТУ ГА). Если бы музей существовал, устаревшая матчасть училища могла быть не утилизирована, а стать частью его коллекции.

Например, самолёты КБ Антонова: Ан-24Б.

Автор: Игорь Ширяев
Автор: Игорь Ширяев

Ан-24РВ.

Автор: Игорь Ширяев
Автор: Игорь Ширяев

И Ан-26.

Автор: Игорь Ширяев
Автор: Игорь Ширяев

Ну, а гордостью музея могли бы стать «легендайнеры» Ту-154. Например, самолёт первой модернизированной версии ‒ Ту-154А.

Автор: Игорь Ширяев
Автор: Игорь Ширяев

А также Ту-154Б-1.

Автор: Игорь Ширяев
Автор: Игорь Ширяев

В будущем музей также мог обогатиться самолётами, которые сейчас несут учебную службу в Иркутском филиале МГТУ ГА: Ту-154М.

Автор: Денис Федорко
Автор: Денис Федорко

И Ил-76Т.

Автор: Игорь Ширяев
Автор: Игорь Ширяев

К сожалению, не будет в Иркутске никакого музея. Большинство упомянутых в статье самолётов и вертолётов давно стали пивными банками, лишь несколько бортов были разобраны и вывезены из Иркутска подальше.

Источники и дополнительная информация:

1. irk.ru/news/20100513/museum

2. irk.ru/news/20090925/museum

3. irkutskmedia.ru/news/325937

Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!