Обращение граждан в органы государственной власти является реализацией их конституционного права. Конституцию можно оценивать по-разному. Но именно основной закон дает людям возможность сообщить о нарушении прав:
1. Индивидуально.
2. Устно
3. Письменно (почта, емэил, Госпорталы).
4. Лично или посредством услуг связи.
Данное обстоятельство не позволяет чиновникам «отмахнуться» от жалоб населения.
Что есть жалоба?
Общее понятие — это обращение. К обращениям относятся:
1. Заявления.
2. Предложения.
3. Жалобы.
4. Ходатайства.
Жалоба – сообщение о необходимости защитить (восстановить) нарушенные права.
«Два слова»
Прокуратура является одним из «инструментов» обеспечения «правильного» отношения к рассмотрению жалоб. В числе важнейших участков работы ведомства — надзор за соблюдением прав и законных интересов граждан. И в первую очередь:
- Государственными и муниципальными структурами.
- Правоохранительными органами.
Работа прокуратуры строго регламентирована (от Конституции и заканчивая приказами). Все, что касается жалоб детально прописано в инструкции, то есть рассмотрен порядок обращении граждан в прокуратуру.
Важно
Прокуроры принимают решения, опираясь на положения Инструкции. К сожалению, мало кто из обывателей знаком с ней. А потому и реакция на прокурорское решение порой бывает неоднозначной.
Когда нужно обращаться в прокуратуру?
Не каждая жалоба может быть принята к рассмотрению прокурором. Резон тут есть. Все просто.
Кроме «высшего» надзора, имеется множество органов контроля. Это Роспотребнадзор, ветеринарный, архитектурно-строительный, образовательный и иные виды контроля. Каждый из них имеет полномочия, достаточные для защиты прав и интересов людей в конкретной сфере.
Разумно, чтобы первое решение было за профильным органом контроля. А вот обжаловать его выводы можно прокурору.
Вопросы местного значения в первую очередь обязаны разрешать администрации поселений. Они для этого и созданы. Вопросы перечислены в Уставах городов, районов. Например.
1. Обеспечение электро-газоснабжением населенных пунктов.
2. Дорожная деятельность.
Решения местных чиновников, нарушающие права, можно обжаловать прокурору.
Надо учитывать
Прокуратура, как правило, более качественно осуществляет защиту прав и интересов граждан. Поэтому люди и обращаются сразу к прокурору.
Прокурор действует строго по Инструкции. При наличии оснований он обязан перенаправить жалобу в иную организацию для рассмотрения по существу. Процесс затягивается. Не понимая этого, люди вспоминают бюрократов.
О чем?
Требования к тексту обращения в прокуратуру обычные:
1. Куда или кому именно адресовано.
2. «ФИО» и адрес места жительства либо адрес электронной почты автора.
3. Разборчивость (если от руки).
4. Отсутствие угроз, оскорблений.
Но есть один момент. Нужно указать на нарушение конкретного закона. И это обстоятельство «связать» с правами и интересами заявителя.
Тоже важно
Не надо «прыгать через голову».
Решение или действие может быть вызывающе незаконным. Но это не причина для направления жалобы сразу в Генпрокуратуру. Жалобу «спустят» до уровня районного прокурора — 99,9%. Так предписывает инструкция.