2001 год. Я заканчиваю 11 класс. Девочка-отличница, идущая на медаль.
Цели, конечно, амбициозные.
Поступать в ВУЗ один из лучших в России по искусству - Академию Штиглица в Петербурге.
⠀
Просто так не поступить, нужны подкурсы.
Утром с 9 до 15 школа,
с 18 до 21 рисунок 2 раза неделю, живопись 2 раза в неделю, 1 раз в неделю наброски, композиция 1 раз в неделю.
6 дней в неделю учусь по 12 часов.
⠀
В перерывах умудряюсь делать уроки, готовиться к экзаменам и домашние задания по рисованию. Огромный стресс, чувство, что ничего не умеешь. Многие абитуриенты поступают не первый год, рисуют явно лучше, окончили училище.
⠀
Медалисты во многие ВУЗы могли пройти без экзаменов, но я хочу поступать именно в Штиглица. На нашу кафедру всего 7 бюджетных мест. На платное пройти нельзя, родители не могут платить за обучение. Конкурс 7 человек на место.
⠀
Ответственность сильно давит на меня. Выпускной. В кармане аттестат и серебрянная медаль. Грустно и непонятно, что дальше.
⠀
Вступительные экзамены провалила, недобрала 5 баллов.
Все одноклассники поступили, хорошисты и троешники, а я такая умная и способная нет. Поплакала. Приняла решение, пробовать снова.
⠀
Надо работать, мне еще нет 18.
Куда идти? Взяли меня обратно в школу, теперь работать.
⠀
Готовлюсь опять, будет 6 экзаменов.
Натюрморт по живописи, по рисунку портрет, наброски фигуры, 3 задания по композиции - иллюстрация, станковая и шрифтовая работа.
⠀
Лучше всего получаются наброски. Передаю динамику, движение, не успеваю замучить, как длительный рисунок. Хочу в Академию и на Песочную набережную, тренируюсь. Сейчас больше уверенности, я уже не хуже всех.
⠀
Июль 2002. Экзамены.
Сдаём вместе с абитуриентам кафедры металла.
Должны быть мои любимые наброски.
⠀
😱 И тут... вместо них выносят какие-то странные предметы, кованные металлические конструкции, штук 20, надо сделать "летающий" натюрморт. Выбрать 3-5 штуки, разместить их в пространстве.
Впервые слышу такое задание,
пытаюсь что-то изобразить.
Получаю 3 балла из 10 возможных....и прошлом году за наброски у меня было 7 из 10....
⠀
Что вас впечатлило на вступительных экзаменах больше всего?
⠀
....это провал.
⠀
Меня вытягивает композиция. Две 9 и 8. По живописи и длительному рисунку тоже высокие оценки. Одна 3 не смогла испортить общую картину.
По баллам за рисование прохожу.
⠀
Осталось написать сочинение. Самый страшный экзамен. Рисовать я любила всегда, а писать тексты....
Русский язык с начальной школы был камнем преткновения.
Левая ведущая рука, держу ручку неправильно. Свет в школе падает из окна для правшей слева. У левши на тетрадь падает тень от руки, и сразу ребром ладони проводишь по написанным буквам, перебираясь дальше по тексту, шариковая ручка размазывается. В тетради грязь. А за грязь в школе известно что делают.
⠀
Дисграфия с детства, не те буквы пишу в словах, ничего поделать не могу. Если спросить как пишется, отвечу верно, а напишу неправильно. Путаю хвостики Б и Д, пишу те что вверх надо вниз и, наоборот, Ш и Щ и
Знаки препинания лучше ставить, там логика есть.
Если бы не Русский - получила бы ЗОЛОТУЮ медаль, а так пришлось довольствоваться СЕРЕБРЯНОЙ.
⠀
ЕГЭ тогда не было, писали сочинения. Сидели в большом зале, столы расположены амфитеатром ярусами. В парте можно много чего разложить.
Экзамен идет несколько часов.
Многие списывали с книжечек. Издавали тогда сборники сочинений для экзаменов.
⠀
Я девочка честная - писала сама. На какую тему не помню. Главное, не допустить ошибок. Написала черновик, проверила 2 раза, переписала начисто. Чистовик проверить не успеваю, подходит конец экзамена.
⠀
Получаю заслуженную ТРОЙКУ.
⠀
Какой экзамен для вас был самым сложным и страшным?
⠀
Экзамены позади.
Баллов хватило для поступления на бюджет. Спустя 2 года интенсивной подготовки я студентка Академии Штиглица кафедры Станковой и книжной графики.
⠀
Группа у нас полностью женская 15 девушек, до диплома дойдут только 10.
⠀
Почему? Учиться не просто.
6 раз в неделю пары начинаются в 9.30, по 4-5 пар до 16.40 или до 18.20.
Занятия в основном практические - рисунок, живопись, шрифт, композиция, мастерские, где мы осваиваем печатные техники: литография, офорт, линогравюра.
Есть пара лекций в неделю по истории отечества и истории искусства.
⠀
По каждой из дисциплин задают домашние задания.
По рисунку 35 набросков в неделю. 5 штук каждый день.
Рисуем везде - в транспорте, в очереди, на лекции, в кафе, дома.
До сих пор условный рефлекс - садишься в метро в электричку, рука тянется за альбомом для набросков.
По Шрифту тренируем каллиграфические упражнения до одурения. Учимся ставить руку правильно с нужным углом пера к линии строки, вертикали делать вертикальными, линию вести уверенно.
Я пишу левой рукой, следовательно размазываю все, что только что написанное тушью - преподаватель советует мне научиться писать правой.
18 лет никто не трогал, пиши какой рукой удобно и вот - на тебе!
⠀
По композиции бесконечные эскизы, черно-белые силуэты, копии, опять наброски, но теперь не просто то, что видишь, а чтобы люди в нужных тебе для композиции позах встали.
Композицию нужно перерисовать 10 раз, чтобы найти оптимальный вариант.
⠀
Ответственность за результат обучения беру на себя. Не жду, что само собой как-то получится, делаю все что сказали преподаватели по максимуму.
⠀
Прихожу к началу пары в 9.30 каждый день с выполненными домашними заданиями по всем предметам. Для меня это норма.
Только спустя годы, начав работать преподавателем выяснилось, что так делает всего лишь 10% студентов. Остальные опаздывают, не приходят совсем, не приносят домашние задания.
⠀
Встаю в 6.00, чтобы успеть с утра до Академии доделать домашние задания. Каллиграфия снится ночами, все что-то дописываю во сне.
⠀
За 1 курс худею на 5 кг., в конце 2 курса - заболеваю надолго... на год. Узнала, излишняя ответственность вредит здоровью.
С вами было такое?
⠀
2 курс был для меня сложным. На нашей кафедре сначала все учились вместе 2 курса, потом делили по 3 мастерским: станковая, книжная графика и полиграфический дизайн.
⠀
Выбор взаимный, студенты писали заявление, куда хотят попасть, преподаватель решал берет или нет.
Чем лучше учишься, тем больше шансов оказаться на желаемой специализации.
⠀
Одновременно шли сразу 3 композиции - рисовали иллюстрации, станковую композицию (картину на бытовую тему большого размера) и дизайн (на компьютере обложки, буклеты, визитки, верстка).
И по каждой полноценное задание.
Еще шрифт и офорт в придачу.
⠀
Тут мое умение распределить время и все успеть подвело. Я справлялась со всеми заданиями, и не оставила времени на отдых. Хотелось быть лучшей, попасть в выбранную мастерскую.
Писала каллиграфию, рисовала эскизы, переделывала композиции. Утром. Днем. Вечером. Ночью.
В выходной.
⠀
Еще молодой человек появился, не знаю как, но умудрялась вписывать в свой график ежедневные свидания.
⠀
В декабре появились первые звоночки, что организм не справляется - аллергия на битумный лак, который применяется в офорте. Ни мази, ни уколы ничего не помогало.
⠀
В апреле накрыло совсем, появилась субфибрильная температура.
Каждый день 37,0°-37,5°. Месяц ходила по врачам, даже в больнице лежала. Все говорили, это не к ним, другой врач поможет.
⠀
В мае вышла на учёбу, превозмогая боль и плохое самочувствие закрывала сессию.
Температура держалась год, организм говорил, что его мучают, я не слышала, верила что можно найти лекарство.
⠀
‼ Выводы сделала гораздо позже, надо планировать свой отдых, позволять себе заниматься любимыми делами помимо основной работы и не пытаться сделать все идеально.
⠀
У вас были случаи когда вы перенапрягались на учёбе и на работе и заболевали?
⠀
Нас распределили по мастерским.
Я попала к Шистко Владимиру Ивановичу, заведующему кафедрой на Станковую графику.
⠀
Заслуженный художник, профессор, очень активный и эмоциональный человек Владимир Иванович имел вспыльчивый характер.
Мог накричать, обругать студентов.
Зато когда работа нравилась, прямо прыгал от радости.
Приносил из дома книги, иллюстрации, рассказывал: "Я тут думал о твоей работе, посмотри ЭТИ картины, сходи на ЭТУ выставку."
⠀
Постоянно поддерживал, эмоционально заряжал и вдохновлял СВОИМ примером.
⠀
Когда мы учились, ему было уже 80 лет. Я думала лет на 20-30 меньше)
Всегда гладко выбритый, бодрый, подтянутый, общительный, полный творческих идей, интереса к работе и к жизни. Решал административные дела, возился со студентами, вел активную выставочную деятельность, писал книги, создавал картины.
Любил экспериментировать, каждый год придумывал новые темы.
⠀
Не только технические приёмы, мастерство художника перенимаем от учителя, колоссально влияет на мышление и мировоззрение человеческое общение.
Как говорит преподаватель, подходит к решению конфликтных ситуаций, чем занимается в свободное время, отмечает праздники.
⠀
Главное, чему я научилась у Владимира Ивановича:
🔸️ Ставить новые сложные задачи
🔸️ Не боятся экспериментировать.
🔸️ Оптимизм.
🔸️ Не боятся сложностей.
🔸️ Работать, двигаться вперёд в любой ситуации.
🔸️ Знать чего хочешь и отстаивать свое мнение.
🔸️ Мы сами источники своей жизненной энергии.
⠀
Важно не только ЧЕМУ учится, а у КОГО.
⠀
Мое обучение еще не закончено.
Плох тот учитель, который не желает быть учеником.
Ждет огромный список обучений, которые хочу пройти в этом году. По рисованию и не только)
А вы чему хотели бы научиться в первую очередь?
С Владимиром Ивановичем отношения у меня сложились хорошие.
Девочка я старательная, приходила на занятия вовремя, с выполненным домашним заданием, внимательно слушала преподавателя.
⠀
Креативных идей и свободы мысли у меня не было.
Была воспитана в строгих запретах и правилах, многого себе не позволяла.
Перечить, не слушаться старших, проявляться в обществе, обращать на себя внимание, делать то, что хочешь - запрещала себе тогда.
Откуда взяться креативности и полёту творческих фантазий, когда внутри зажатость есть и мысли, что подумают окружающие?
⠀
Зато все делала. Брала количеством.
надо 5 эскизов - делаю 10, сказали переделать - переделывать все по 7 раз.
Когда много раз делаешь, не получиться не может.
Хорошо отучилась 3 и 4 курс, вовремя все сдавала, получала пятёрки.
⠀
В конце 4 курса появилась уникальная возможность съездить на Алтай к Телецкому озеру. Это маленький Байкал.
Озеро в расщелине среди гор глубиной до 300 метров и температурой 4°. Летом на поверхности лежит снег и не тает в 40 градусную жару.
⠀
Там дача нашего преподавателя каллиграфии была Петра Петровича Чобитько. Он готов был отвезти нас на пленэр в июне 2005.
Подготовка началась с декабря.
Собралось 20 смелых студентов со всех курсов.
Условия у нас предполагалось походные. Ночевать в спальных мешках на полу деревенской школы искусств. Планировались походы на высокие горы в сухостойный лес.
Дорога к посёлку горная с возможным сходом лавин.
⠀
Обстановка на Алтае сложная. Очень много клещей. Есть энцефалитные.
Нужна серьёзная подготовка и экипировка.
⠀
В апреле купили билеты на 4 поезда с пересадкой в Москве. Плащ-палатку, большой рюкзак, новый спальный мешок на -5°, толстую походную пенку, армейские ботинки, энцефалитный горный костюм...
⠀
В мае узнаю, что беременна....
⠀
Ехать? Не ехать? Как бы вы поступили в моей ситуации? Надо продолжение??