Найти тему
Зизи_втеме

От студента до доцента. Моя история

2001 год. Я заканчиваю 11 класс. Девочка-отличница, идущая на медаль.
Цели, конечно, амбициозные.
Поступать в ВУЗ один из лучших в России по искусству - Академию Штиглица в Петербурге.

Просто так не поступить, нужны подкурсы.
Утром с 9 до 15 школа,
с 18 до 21 рисунок 2 раза неделю, живопись 2 раза в неделю, 1 раз в неделю наброски, композиция 1 раз в неделю.
6 дней в неделю учусь по 12 часов.

В перерывах умудряюсь делать уроки, готовиться к экзаменам и домашние задания по рисованию. Огромный стресс, чувство, что ничего не умеешь. Многие абитуриенты поступают не первый год, рисуют явно лучше, окончили училище.

Медалисты во многие ВУЗы могли пройти без экзаменов, но я хочу поступать именно в Штиглица. На нашу кафедру всего 7 бюджетных мест. На платное пройти нельзя, родители не могут платить за обучение. Конкурс 7 человек на место.

Ответственность сильно давит на меня. Выпускной. В кармане аттестат и серебрянная медаль. Грустно и непонятно, что дальше.

Вступительные экзамены провалила, недобрала 5 баллов.
Все одноклассники поступили, хорошисты и троешники, а я такая умная и способная нет. Поплакала. Приняла решение, пробовать снова.

Надо работать, мне еще нет 18.
Куда идти? Взяли меня обратно в школу, теперь работать.

Готовлюсь опять, будет 6 экзаменов.
Натюрморт по живописи, по рисунку портрет, наброски фигуры, 3 задания по композиции - иллюстрация, станковая и шрифтовая работа.

Лучше всего получаются наброски. Передаю динамику, движение, не успеваю замучить, как длительный рисунок. Хочу в Академию и на Песочную набережную, тренируюсь. Сейчас больше уверенности, я уже не хуже всех.

Июль 2002. Экзамены.
Сдаём вместе с абитуриентам кафедры металла.
Должны быть мои любимые наброски.

😱 И тут... вместо них выносят какие-то странные предметы, кованные металлические конструкции, штук 20, надо сделать "летающий" натюрморт. Выбрать 3-5 штуки, разместить их в пространстве.
Впервые слышу такое задание,
пытаюсь что-то изобразить.
Получаю 3 балла из 10 возможных....и прошлом году за наброски у меня было 7 из 10....

Что вас впечатлило на вступительных экзаменах больше всего?

....это провал.

Меня вытягивает композиция. Две 9 и 8. По живописи и длительному рисунку тоже высокие оценки. Одна 3 не смогла испортить общую картину.
По баллам за рисование прохожу.

Осталось написать сочинение. Самый страшный экзамен. Рисовать я любила всегда, а писать тексты....
Русский язык с начальной школы был камнем преткновения.
Левая ведущая рука, держу ручку неправильно. Свет в школе падает из окна для правшей слева. У левши на тетрадь падает тень от руки, и сразу ребром ладони проводишь по написанным буквам, перебираясь дальше по тексту, шариковая ручка размазывается. В тетради грязь. А за грязь в школе известно что делают.

Дисграфия с детства, не те буквы пишу в словах, ничего поделать не могу. Если спросить как пишется, отвечу верно, а напишу неправильно. Путаю хвостики Б и Д, пишу те что вверх надо вниз и, наоборот, Ш и Щ и
Знаки препинания лучше ставить, там логика есть.
Если бы не Русский - получила бы ЗОЛОТУЮ медаль, а так пришлось довольствоваться СЕРЕБРЯНОЙ.

ЕГЭ тогда не было, писали сочинения. Сидели в большом зале, столы расположены амфитеатром ярусами. В парте можно много чего разложить.
Экзамен идет несколько часов.
Многие списывали с книжечек. Издавали тогда сборники сочинений для экзаменов.

Я девочка честная - писала сама. На какую тему не помню. Главное, не допустить ошибок. Написала черновик, проверила 2 раза, переписала начисто. Чистовик проверить не успеваю, подходит конец экзамена.

Получаю заслуженную ТРОЙКУ.

Какой экзамен для вас был самым сложным и страшным?

Экзамены позади.
Баллов хватило для поступления на бюджет. Спустя 2 года интенсивной подготовки я студентка Академии Штиглица кафедры Станковой и книжной графики.

Группа у нас полностью женская 15 девушек, до диплома дойдут только 10.

Почему? Учиться не просто.
6 раз в неделю пары начинаются в 9.30, по 4-5 пар до 16.40 или до 18.20.
Занятия в основном практические - рисунок, живопись, шрифт, композиция,  мастерские, где мы осваиваем печатные техники: литография, офорт, линогравюра.
Есть пара лекций в неделю по истории отечества и истории искусства.

По каждой из дисциплин задают домашние задания.
По рисунку 35 набросков в неделю. 5 штук каждый день.
Рисуем везде - в транспорте, в очереди, на лекции, в кафе, дома.
До сих пор условный рефлекс - садишься в метро в электричку, рука тянется за альбомом для набросков.
По Шрифту тренируем каллиграфические упражнения до одурения. Учимся ставить руку правильно с нужным углом пера к линии строки, вертикали делать вертикальными, линию вести уверенно.
Я пишу левой рукой, следовательно размазываю все, что только что написанное тушью - преподаватель советует мне научиться писать правой.
18 лет никто не трогал, пиши какой рукой удобно и вот - на тебе!

По композиции бесконечные эскизы, черно-белые силуэты, копии, опять наброски, но теперь не просто то, что видишь, а чтобы люди в нужных тебе для композиции позах встали.
Композицию нужно перерисовать 10 раз, чтобы найти оптимальный вариант.

Ответственность за результат обучения беру на себя. Не жду, что само собой как-то получится,  делаю все что сказали преподаватели по максимуму.

Прихожу к началу пары в 9.30 каждый день с выполненными домашними заданиями по всем предметам. Для меня это норма.
Только спустя годы, начав работать преподавателем выяснилось, что так делает всего лишь 10% студентов. Остальные опаздывают, не приходят совсем, не приносят домашние задания.

Встаю в 6.00, чтобы успеть с утра до Академии доделать домашние задания. Каллиграфия снится ночами, все что-то дописываю во сне.

За 1 курс худею на 5 кг., в конце 2 курса - заболеваю надолго... на год. Узнала, излишняя ответственность вредит здоровью.
С вами было такое?

2 курс был для меня сложным. На нашей кафедре сначала все учились вместе 2 курса, потом делили по 3 мастерским: станковая, книжная графика и полиграфический дизайн.

Выбор взаимный, студенты писали заявление, куда хотят попасть, преподаватель решал берет или нет.
Чем лучше учишься, тем больше шансов оказаться на желаемой специализации.

Одновременно шли сразу 3 композиции - рисовали иллюстрации,  станковую композицию (картину на бытовую тему большого размера) и дизайн (на компьютере обложки, буклеты, визитки, верстка).
И по каждой полноценное задание.
Еще шрифт и офорт в придачу.

Тут мое умение распределить время и все успеть подвело. Я справлялась со всеми заданиями, и не оставила времени на отдых. Хотелось быть лучшей, попасть в выбранную мастерскую.
Писала каллиграфию, рисовала эскизы, переделывала композиции. Утром. Днем. Вечером. Ночью.
В выходной.

Еще молодой человек появился, не знаю как, но умудрялась вписывать в свой график ежедневные свидания.

В декабре появились первые звоночки, что организм не справляется - аллергия на битумный лак, который применяется в офорте. Ни мази, ни уколы ничего не помогало.

В апреле накрыло совсем, появилась субфибрильная температура.
Каждый день 37,0°-37,5°. Месяц ходила по врачам, даже в больнице лежала. Все говорили, это не к ним, другой врач поможет.

В мае вышла на учёбу, превозмогая боль и плохое самочувствие закрывала сессию.
Температура держалась год, организм говорил, что его мучают, я не слышала, верила что можно найти лекарство.

‼ Выводы сделала гораздо позже, надо планировать свой отдых, позволять себе заниматься любимыми делами помимо основной работы и не пытаться сделать все идеально.

У вас были случаи когда вы перенапрягались на учёбе и на работе и заболевали?

Нас распределили по мастерским.
Я попала к Шистко Владимиру Ивановичу, заведующему кафедрой на Станковую графику.

Заслуженный художник, профессор, очень активный и эмоциональный человек Владимир Иванович имел вспыльчивый характер.
Мог накричать, обругать студентов.
Зато когда работа нравилась,  прямо прыгал от радости.
Приносил из дома книги, иллюстрации, рассказывал: "Я тут думал о твоей работе, посмотри ЭТИ картины, сходи на ЭТУ выставку."

Постоянно поддерживал, эмоционально заряжал и вдохновлял СВОИМ примером.

Когда мы учились, ему было уже 80 лет. Я думала лет на 20-30 меньше)
Всегда гладко выбритый, бодрый, подтянутый, общительный, полный творческих идей,  интереса к работе и к жизни. Решал административные дела, возился со студентами,  вел активную выставочную деятельность,  писал книги, создавал картины.
Любил экспериментировать,  каждый год придумывал новые темы.

Не только технические приёмы, мастерство художника перенимаем от учителя, колоссально влияет на мышление и мировоззрение человеческое общение.
Как говорит преподаватель, подходит к решению конфликтных ситуаций, чем занимается в свободное время, отмечает праздники.

Главное, чему я научилась у Владимира Ивановича:
🔸️ Ставить новые сложные задачи
🔸️ Не боятся экспериментировать.
🔸️ Оптимизм.
🔸️ Не боятся сложностей.
🔸️ Работать, двигаться вперёд в любой ситуации.
🔸️ Знать чего хочешь и отстаивать свое мнение.
🔸️ Мы сами источники своей жизненной энергии.

Важно не только ЧЕМУ учится, а у КОГО.

Мое обучение еще не закончено.
Плох тот учитель, который не желает быть учеником.
Ждет огромный список обучений, которые хочу пройти в этом году. По рисованию и не только)
А вы чему хотели бы научиться в первую очередь?

С Владимиром Ивановичем отношения у меня сложились хорошие.
Девочка я старательная, приходила на занятия вовремя, с выполненным домашним заданием, внимательно слушала преподавателя.

Креативных идей и свободы мысли у меня не было.
Была воспитана в строгих запретах и правилах,  многого себе не позволяла.
Перечить, не слушаться старших, проявляться в обществе,  обращать на себя внимание, делать то, что хочешь - запрещала себе тогда.
Откуда взяться креативности и полёту творческих фантазий,  когда внутри зажатость есть и мысли,  что подумают окружающие?

Зато все делала. Брала количеством.
надо 5 эскизов - делаю 10, сказали переделать - переделывать все по 7 раз.
Когда много раз делаешь, не получиться не может.
Хорошо отучилась 3 и 4  курс, вовремя все сдавала, получала пятёрки.

В конце 4 курса появилась уникальная  возможность съездить на Алтай к Телецкому озеру. Это маленький Байкал.
Озеро в расщелине среди гор глубиной до 300 метров и температурой 4°. Летом на поверхности лежит снег и не тает в 40 градусную жару.

Там дача нашего преподавателя каллиграфии была Петра Петровича Чобитько. Он готов был отвезти нас на пленэр в июне 2005.
Подготовка началась с декабря.
Собралось 20 смелых студентов со всех курсов.
Условия у нас предполагалось походные. Ночевать в спальных мешках на полу деревенской школы искусств. Планировались походы на высокие горы в сухостойный лес.
Дорога к посёлку горная с возможным сходом лавин.

Обстановка на Алтае сложная. Очень много клещей. Есть энцефалитные.
Нужна серьёзная подготовка и экипировка.

В апреле купили билеты на 4 поезда с пересадкой в Москве. Плащ-палатку, большой рюкзак,  новый спальный мешок на -5°, толстую походную пенку,  армейские ботинки, энцефалитный горный костюм...

В мае узнаю, что беременна....

Ехать? Не ехать? Как бы вы поступили в моей ситуации? Надо продолжение??