Найти тему
Авто Энциклопедия

Седан в доспехах. Первые легкие броневики Красной армии

К началу 30-ых годов все еще считалось, что колесные бронеавтомобили – это перспективное направление военной техники для обороны Советской страны. Однако новые машины должны были быть более легкими и быстрыми по сравнению с тем, что создавалось ранее.

В 1931-ом году, в конструкторском бюро Ижорского завода началось проектирование легкого бронеавтомобиля, разработка проекта была поручена руководителю опытно-конструкторского и испытательного бюро УММ РККА Н.И. Дыренкову. Концепцию будущей машины её создатель частично позаимствовал у американского броневика Т-6, а название она получила по первой букве фамилии главного конструктора.

 Бронеавтомобиль Т-6 (США)
Бронеавтомобиль Т-6 (США)

Новый легкий броневик Д-8, как и его американский «собрат» Т-6 не имел башни. Колесной базой для него стал легковой Ford-А, на основе которого создавался наш ГАЗ-А. 40-сильный 4-цилиндровый мотор позаимствовали у той же легковушки. Он мог разогнать броневик на ровном шоссе до 85 км. в час. При этом боевой вес машины составлял 1.6 тонн при толщине броневых листов от 3- до 7 мм. Экипаж состоял из двух человек.

-3

Бронеавтомобиль вооружили пулеметом ДТ, который можно было переставлять. Штатно он устанавливался впереди, рядом с водителем. по бортам машины с каждой стороны были смотровые щели прикрытые изнутри сдвигаемыми бронелистами, в кормовой их было целых две. Запасной пулемет можно было установить в одну из таких бойниц. В крыше был оборудован люк для наблюдения.

-4

Одновременно с Д-8, построили еще один, немного усовершенствованный предсерийный образец, получивший название Д-12. К стандартному вооружению добавлялся устанавливаемый на крыше зенитный пулемет системы «Максим», бойниц в корме у Д-12 не было. Из-за дополнительного вооружения? пришлось расширить боевое отделение машины за водителем. Для этого уменьшили угол наклона бронелистов в кормовой части. При этом? экипаж по-прежнему состоял из двух человек.

Хотя Д-12 стал чуть более тяжелее, максимальная скорость у него была та же – 85 км по шоссе и 30 по проселку, для движения по снежному насту на колеса надевались цепи.

-5

Оба бронеавтомобиля были приняты на вооружение РККА со второй попытки. Первые испытания, проведенные в феврале 1931-го года, выявили недостатки и недоработки. После их устранения, машины пошли в серию. За период производства до 1932-го года было произведено 62 машины, причем, большинство из них – 34 экземпляра в модификации Д-12, остальные 28 в первоначальной конструкции Д-8.

-6

В 1934-ом году, им на смену пришли более совершенные и удобные бронеавтомобили ФАИ. Тем не менее, Д-8 и Д-12 приняли эпизодическое участие в Зимней войне. Три машины, в неисправном состоянии, попали к финнам в плен, одна из них была ими восстановлена и использовалась в качестве учебного до 1942-го года.

Д-8 в плену у финнов
Д-8 в плену у финнов

Еще две машины были переданы в Монголию, еще до финской компании, в 1938-ом году. Всего, перед началом Великой Отечественной войны, в парке Красной армии насчитывалось 45 единиц бронеавтомобилей этих двух моделей. И еще 10 числилось на балансе Осоавиахима.