Найти тему
Авто Энциклопедия

Герой Испании и Халхин-Гола. Легкий бронеавтомобиль ФАИ (часть I)

После гражданской войны, на вооружении Красной армии, некоторое время, оставались бронемашины, созданные еще при царе, например, Гарфорд-Путилов. Они были тяжелыми и тихоходными. Время менялось, нужны были машины более легкие и быстрые.

В 1929-ом году, советское правительство заключило соглашение с американским «Фордом» на поставку машинокомплектов, из которых собирали легковые и грузовые автомобили. Позже, на их основе, создавались наши собственные машины и не только гражданские.

Ford-A
Ford-A

Военное ведомство СССР не могло не заинтересоваться перспективным шасси американской легковушки Ford-A. На её основе было решено создать легкий броневик на колёсном ходу. Задание было поручено Ижорскому заводу. От начала проектирования до создания готовой машины прошло 2 года. Выпуск первых броневиков начался в 1932-ом, они получили название «ФАИ», что расшифровывалось как «Форд-А Ижорский». Про заокеанского предка в названии не забыли, но уже через год от американских запчастей отказались, полностью перешли на отечественные.

-3

Бронеавтомобили ФАИ комплектовали 4-цилиндровыми двигателями в 40 лошадиных сил, такие же ставили на легковой ГАЗ-А. Машина, по сравнению с предшественниками, стала по-настоящему быстроходной, могла разогнаться на ровной дороге до 80 км в час. Толщина стальной брони составляла 4-6 мм. Снаряженная масса 1,75 т , экипаж состоял из 2-3 человек.

-4

За простоту и надежность, ФАИ неплохо приняли в армии. Встав в строй, они выполняли функции патрульных и разведывательных машин. Для прямого участия в боевых действиях эти машины не годились, сказывалось слабое вооружение, состоящее из одного пулемета и недостаточное бронирование. Попытки устранить эти недостатки на заводе, конечно, были, но они увеличивали вес машины, а он и так превышал норму нагрузки на шасси почти в 2 раза. Броневик и проходимостью не отличался, вне дорог с хорошим накатом был почти бесполезен.

ФАИ в Испании
ФАИ в Испании

Первое боевое крещение бронеавтомобили ФАИ получили в боях за республиканскую Испанию, Советский Союз отправил туда 33 машины. Там они использовались вместе с танками, идя за ними пулеметным огнем поражали вражеские огневые точки. В целом опыт был удачен, потери броневиков были минимальны.

ФАИ в Монголии
ФАИ в Монголии

В событиях на Халхин-Голе эти машины использовались еще более широко, в боях было задействовано уже 80 экземпляров ФАИ. Еще несколько десятков машин было поставлено ранее в Монголию, где они успешно громили японских захватчиков.

-7

В советско-финской, Зимней войне, броневики ФАИ широкого участия не принимали. Театр военных действий сильно отличался от забайкальских степей, да и сами броневики к этому времени морально и технически устарели. Болотистая местность карельских лесов была для них почти непроходимой. Несколько бронемашин попало в плен к финнам. Надо сказать, что они их бережно сохранили и в дальнейшем использовали в качестве учебных и даже полицейских машин вплоть до начала 1950-ых годов.

Бронеавтомобиль ФАИ серийно выпускался с 1933 до 1936 года, за весь период было произведено 697 экземпляров.

Продолжение