Найти в Дзене
Критик с дивана

Чёрная вдова (Black Widow). Зачем, для чего и почему?

Жанр: кинокомикс, фантастика, боевик
Похожесть: фильмы киновселенной Марвел
Дата выхода: 2021.
Продолжительность: 134 минут.
Бюджет: 200 млн $.
Режиссёр: Кейт Шортланд.
В ролях: Скарлетт Йоханссон, Флоренс Пью, Дэвид Харбор, Ольга Куриленко, Рэйчел Вайс, Рэй Уинстон и др.

Среди всего состава оригинальных "Мстителей" героиню Скарлетт Йоханссон обделили больше всего. Никаких запоминающихся сцен или шуток, за исключением не раскрытого романа с Халком и натянутой смерти в "Финале". Наташа Романофф в КВМ выполняла функцию украшения, не более (о супергеройском приземлении в "Железном человеке 2" уже никто и не помнит). Однако, слухи о сольнике ходили года так с 2010, но вышел "Капитан Марвел", а "Чёрную вдову" отодвинули аж на 2020. Некстати случилась пандемия, в результате чего картина вышла только этим летом. Да ещё и гибридная премьера, да и фильм - предыстория персонажа, судьба которого всем зрителям известна. А надо было вообще снимать "Чёрную вдову"?

Начинается всё с флэшбека - советских шпионов раскрыли, посему агентам КГБ с двумя фейковыми дочерями нужно срочно бежать из США. Погоня, ранение и в итоге побег удался. По прибытии на Кубу двух маленьких девочек отправляют в "Красную комнату" - сверхсекретное подразделение для подготовки профессиональных убийц (чёрных вдов). Далее - вступительные титры. Если в "Капитан Марвел" поп-культура 90ых была к месту (согласно времени действия фильма), то почему сейчас нарезка кадров проходит под вялотекущий кавер "Smells like teen spirit" - остаётся загадкой. А теперь сам сюжет.

События происходят между "Первый Мститель: Противостояние" и "Мстители: Война бесконечности". Наташа поддержала Капитана Америку, посему теперь она в бегах. Для бывалой шпионки это ерунда: по своим каналам отлично устроилась в лесной глуши где-то в Норвегии. Умиротворение заканчивается после получения странной посылки из Будапешта - за последней начинается самая настоящая охота, посему Романофф отправляется в столицу Венгрии. Такая вот завязка.

Тот самый момент, когда эти глаза напротив
Тот самый момент, когда эти глаза напротив

В Будапеште Наташа встречается со своей сводной сестрой Еленой, та и объясняет, что мозги вдов запудрены в интересах хозяина "Красной комнаты", а сама комната и её босс вовсе не уничтожены (как думала Романофф), а продолжают успешно работать. Так дело не пойдёт, посему со злодеем нужно покончить. И для того, чтобы его отыскать, нужно сначала воссоединить фейковую семью.

Сюжет никогда не был сильной частью КВМ, поэтому никаких претензий к истории нет. Всё клишировано, внезапные повороты отсутствуют, вау-моментов нет. Радует, что  фильм, несмотря на приличное количество диалогов, не вызывает тоски. За исключением концовки, когда главный гад рассказывает о своём плане. Вот сколько раз мы это уже видели, но киноделы упорно продолжают использовать сей приём.

Герои, за исключением Красного Стража, сплошь серые и не интересные. Дэвид Харбор придаёт каждой сцене со своим участием и веселье, и яркость. А вот Скарлетт Йоханссон весь фильм какая-то замученная (видимо, устала от роли мстителя), Флоренс Пью и вовсе ничем не запомнилась. Персонаж ни разу не интересен, но, возможно, его раскроют в дальнейшем. Приятно было увидеть не стареющую Рэйчел Вайс (со времён "Мумии" успел про неё забыть).

Особняком стоит с первых кадров тизируемый Таскмастер. Персонаж нашему зрителю практически неизвестный, зато в трейлерах он выглядел круто. К сожалению, участвовал Таскмастер всего в паре экшеновых сцен, а его биографии было уделено аж полминуты. Мало того, что не канон, так ещё и глупо слили (в который раз!) антагониста. В фильме вообще следовало обойтись без Таскмастера - на сюжет он не влияет, а в сценах боёвки его можно было легко заменить парой каких-нибудь коммандос. Увы и ах, Марвел снова оставил от злодея только громкое имя.

Ну а с экшном что? Весьма неплохо, надо признать. Эпизоды сочные, приятно звучат, картинка, что называется, радует глаз. Особенно понравились рукопашные бои (если бы ещё камера не мельтешила - было бы идеально). Спецэффекты так же хороши - компьютерная графика и хромакей в глаза практически не бросаются.

По большому счёту, типичный фильм Марвел - все компоненты на месте и рецензию можно заканчивать, но есть пара особенностей, на которых остановлюсь чуть подробнее.

Когда дочери накосячили и батя ведёт их на разговор
Когда дочери накосячили и батя ведёт их на разговор

Фильм всё-таки про русскую шпионку, следовательно, вопрос - а есть ли в "Чёрной вдове" пресловутая "клюква". Да, есть. Без балалаек и ушанок, зато с водкой за столом и русской тюрьмой, которую не называют "гулаг", но при виде места лишения свободы именно это слово первым приходит на ум. Злодей, пускай, и русский, но саму нацию фильм не затрагивает, за что создателям честь и хвала.

Картина снята женщиной, в главных ролях - женщины, дерутся женщины, в основном, с женщинами, ну а мужчины... Мужчины здесь либо клоуны, либо злыдни. Феминистки довольны.

И ещё: злодей контролировал всех чёрных вдов, в фильме намекают, что они были чуть ли не его рабынями. Здесь чётко прослеживается подтекст - мужчины всю жизнь заставляют женщин подчиняться, хватит с нас этого! Свободу женщинам и равные права! На фоне "Чёрной вдовы" даже "Капитан Марвел" с высказываниями Бри Ларсон кажутся образцом корректности. Не то чтобы это мешает просмотру зрителям-мужчинам, но осадочек всё равно остаётся.

Загадочная миссия в Будапеште (о которой нам талдычили в нескольких фильмах) не показана вообще. Уделили ей всего лишь пару фраз. И это очень обидно. Напускали интриги, да и всё. Куда уж, с такими раскладами, до камео Клинта Бартона. Неужели у создателей хватило денег только на фотографию Соколиного глаза?

Кроме того, в фильме нам неоднократно говорили о воссоединении семьи. О какой семье речь, если в предыдущих картинах Романофф говорила, что отряд мстителей - и есть её родные, её семья. Что тогда случилось с фейковой сестрой и такими же родителями? Неизвестно. Неувязочка вышла.

Таскмастер напоминает многих мстителей, но сам при этом совсем пуст
Таскмастер напоминает многих мстителей, но сам при этом совсем пуст

***

"Чёрная вдова" старается быть политически-шпионским фильмом в духе "Первый мститель: Другая война". И поначалу это получается: те же холодные синие тона, интриги и заговоры, но ближе к концу картина скатывается в набор штампов. Антагонист и вовсе карикатурный - противный, лысый мужичок, управляющий подчинёнными из воздушной крепости. Это уже перебор... Даже для Марвел.

"Чёрная вдова" открыла четвёртую фазу КВМ. Надо признать, что открытие получилось так себе. Сборы не радуют, Скарлетт Йоханссон и вовсе подала в суд на "Дисней", ибо премьера состоялась одновременно на большом экране и стриминговой платформе (о релизе на стриминге в контракте ничего не сказано). Велика вероятность, что "Чёрную вдову" запомнят как прецедент, а не как фильм КВМ.

Да и зачем вообще снимать кино про героиню, судьба которой всем известна? Уж если так хотели, можно было бы оформить приключения Наташи в виде сериала (последние, к слову, у Марвел получаются весьма неплохо). Там бы показали и Будапешт, и больше ниточек к связям с будущими проектами. На деле имеем уставшую актрису, которая честно, но без удовольствия, отработала контракт.