Найти тему
Твой журнал

"Немцы такие же люди. Я когда в Мурманск приехала в 1947 году, здесь было полно пленных немцев" - рассказ ветерана

В данной статье, как и в нескольких последующих на этом канале, представлено интервью ребенка войны. Антонина делится самыми интересными воспоминаниями, отвечает на вопросы об отношении к нынешним жителям Германии, а так же вспоминает самые трудные моменты детства в период Великой Отечественной Войны.

Белавина Антонина Никифорова – ребенок войны 91 год г. Североморск, Мурманская обл.

Расскажите про свое детство во время войны?

Я, можно сказать, сиротой родилась (родители умерли через 7 недель после моего рождения). С семи лет я ходила за скотом, а в двенадцать, во время войны, ко мне была уже прилеплена лошадь. Знала только топор и лопату. В общем, я занималась сельским хозяйством. В 1943-1944 годах работала на дорожных работах на дороге от Рослятинского района (сегодня это Вологодская область) до Великого Устюга. По ней ходила военная колонна. Летом мы деревянными палками ремонтировали дорогу, закрывали ямы, ведь асфальта не было. Зимой разгребали сугробы. Помню, как летали самолеты. Я видела пожары со стороны местного крахмало-паточного завода, зарево огня где-то вдали и гул самолетов. Но бомбежек не было. Помню страшный голод, есть было абсолютно нечего. Летом клеверные головки собирали, делали лепешки и брали с собой в мешочке на сенокос. Был налог, необходимо было вырастить грядку табаку. Когда вырастал он большой, мы распарывали листья, выкладывали на солнце, сушили, собирали в мешки и несли на фронт, все для фронта!

Как и когда вы узнали, что началась война?

Мы окучивали в поле колхозную картошку сапками. Приехал с военкомата человек на лошади, сказал всем мужчинам явиться к 9 часам, сбор на фронт. Помню как ходила провожать родных. Всех мужчин забрали, в деревне остался только один старик, потому что больной был. Почти всех коней так же забрали по нуждам армии. Из трех конюшен осталось одна.

Где было, по вашему мнению, сложнее на фронте или в тылу?

И в тылу было не сладко и на фронте. До нас фашисты не дошли, но были голод, холод и нужда.

Как и когда вы узнали о победе?

Я училась и работала. В дерене было радио в колхозной конторе, по нему и объявили. Помню, что все плакали, вся деревня была в похоронках.

Как вы отмечаете 9 мая?

Каждый год за мной приезжают волонтеры и представители местной ветеранской организации. Они везут меня на трибуны, где проходит концерт у «Алешы», (памятник, посвященный защитникам Заполярья). Далее, как обычно, мы собираемся коллективом ветеранов в местной столовой.

Что вы чувствуете к жителям Германии?

Немцы такие же люди. Я когда в Мурманск приехала в 1947 году, здесь было полно пленных немцев. Они работали на стройке, строили 7 школу и даже иногда приносили мне дрова. Один немец показывал фотографии своей семьи. Их тоже послали в армию под предлогом выполнения долга. Они так же мечтали вернуться домой.

Чем вы сейчас живите?

У меня 3 комнатная квартира, убираюсь по дому, хожу в магазин. Правда, ноги уже плохо ходят, но все-таки мне 90 лет (смех).

Какой самый тяжелый момент войны для вас?

Самым сложным моментом были 1943-1944 годы. Были самые сложные из-за налогов. Вот, например, у тебя есть корова - должен 360 литров молока отдать, 40 килограмм мяса. У нас был земельный участок, поэтому мы 90 килограмм картошки отдавали на крахмало-патчный завод на переработку. Чистили, резали, сушили картошку и сдавали. У меня до сих пор, на память, осталось немного сушеной картошки «как историческая» (смех). Сталин после войны каждый год 15 марта выступал с речью о снижении цены на продукты, и нам это радость давало, легче становилось жить. Хорошо, что в Мурманске было изобилие рыбы.

Чтобы вы хотели оставить в памяти для будущих поколений?

Чтобы был мир и дружба народов. Чтобы уважали друг друга.