Найти в Дзене

Кукуйская царица

Говорят, что несчастливость передается по наследству. Можно ли этому верить – неизвестно, но на примере семьи Монс, немцев, живших в России в XVII-XVIII веках, это утверждение имеет полное право на жизнь. 15 ноября 1724 года на Троицкой площади в Санкт-Петербурге был казнен камергер императорского двора Виллим Монс, обвиненный во взяточничестве и любовной связи с Екатериной Алексеевной – супругой Петра I. Уж от кого российский император не ожидал предательства, так это от своей любимой Катеньки, которую совсем недавно короновал как императрицу всея Руси. Нов дикую ярость Петра привела даже не измена, а то, что она связалась с человеком, сестру которого – Анну – Петр страстно любил в юности и которая его тоже его предала! Потрясение и так крайне неуравновешенного императора было настолько велико, что он в беспамятстве перебил во дворце все венецианские зеркала и носился по коридорам с охотничьим ножом. Напуганная Екатерина заперлась у себя в покоях, а фрейлины в страхе забились по шкафа

Говорят, что несчастливость передается по наследству. Можно ли этому верить – неизвестно, но на примере семьи Монс, немцев, живших в России в XVII-XVIII веках, это утверждение имеет полное право на жизнь.

Анна Монс (фото из источников интернета)
Анна Монс (фото из источников интернета)

15 ноября 1724 года на Троицкой площади в Санкт-Петербурге был казнен камергер императорского двора Виллим Монс, обвиненный во взяточничестве и любовной связи с Екатериной Алексеевной – супругой Петра I. Уж от кого российский император не ожидал предательства, так это от своей любимой Катеньки, которую совсем недавно короновал как императрицу всея Руси. Нов дикую ярость Петра привела даже не измена, а то, что она связалась с человеком, сестру которого – Анну – Петр страстно любил в юности и которая его тоже его предала!

Потрясение и так крайне неуравновешенного императора было настолько велико, что он в беспамятстве перебил во дворце все венецианские зеркала и носился по коридорам с охотничьим ножом. Напуганная Екатерина заперлась у себя в покоях, а фрейлины в страхе забились по шкафам и потайным уголкам. После того как приступ ярости спал, император самолично занялся делом Монса и всей его семейки, которая причинила ему столько боли.

А ведь начиналось так красиво!

Анна Монс, младшая дочь виноторговца из Немецкой слободы, по свидетельству очевидцев, была необыкновенной красавицей, умевшей не только соблазнять, но и влюблять в себя до дури. Этой прекрасной науке ее обучил ближайший друг и сподвижник Петра – Франц Лефорт, любовницей которого она была некоторое время. Петр настолько пленился очаровательной Анной, что буквально потерял голову. Она казалась ему явлением из иного мира, из той вселенной, где нет ни мрачных теремов, ни низких и темных горниц, в которых годами пропадали за вышиванием в своих тяжелых парчовых одеждах такие скучные и вечно причитающие жены, как его супруга Евдокия Лопухина. С Анной легко и весело, рядом с ней жизнь превращалась в безудержный поток любви и бесконечных праздников, а за такое счастье император был готов платить любую цену. Отправив супругу Евдокию в Покровский монастырь, Петр в открытую сожительствовал с Анной, мечтая на ней жениться.

Анна Монс и Петр I (фото из источников интернета)
Анна Монс и Петр I (фото из источников интернета)

Практическая немка не испытывала к нему любви, но цеплялась за любой «кошелёк», готовый обеспечить ее будущее. А «Петруша» осыпал любимую бесконечными дарами: отписал ей каменный дом в два этажа, платил ее матери ежегодный пансион – 708 рублей, пожаловал целую волость в Козельском уезде в 259 крестьянских дворов. К томе же Анна не гнушалась брать мзду от просителей, за которых хлопотала перед императором.

В Москве «Монсиху» не любили за жадность и хапужничество, прозвав Кукуйской царицей ( по названию Немецкой слободы).

Великов «царствие» Анны в сердце Петра Александровича длилось 10 лет, пока несчастный случай не положил конец этому великому обману.

В начале 1703 года а Шлиссенбурге проходили празднества по случаю окончания ремонта императорской яхты. Хорошо подвыпивший саксонский посланник Ф. Кенигсек упал в Неву и утонул. В его вещах были найдены медальон от Анны Монс и ее страстные любовные письма пятилетней давности. В это время Петр Iна полгода уехал с Великим посольством в Европу. Опала не заставила себя ждать: уличенную в измене фаворитку взяли под домашний арест, а разгневанный Петр отобрал у нее дом и все богатства.

Два года немка не могла выйти даже в церковь, пока влюбленный в нее прусский посланник Георг Иоганн фон Кейзерлинг не выхлопотал у Петра снятие ареста с Анны, чтобы жениться на ней.

Но счастливой семейной жизни не получилось: через полгода молодожен скончался. А вдовушка тут же влюбилась в пленного шведского капитана Миллера и даже обручилась с ним, но выйти замуж не успела: в возрасте 42 лет она ушла из жизни от скоротечной чахотки.